Меню
НОВОСТИ
16 НОЯБРЯ
15 ноября
14 ноября

«Городские мелочи»: Светофоры, переходы, пешеходы

Фото: Andrey Kozlov

С тех пор, как автомобиль для читинцев перестал быть роскошью и превратился просто в средство передвижения, столица Забайкальского края стала меняться на глазах. Асфальтом укатывали всё и вся, расширяя улицы, устраивая парковки и громоздя двухуровневые развязки. Естественно, в этой дорожной сети должно было остаться и место пешеходу, которому волей-неволей нужно было преодолевать бесконечные асфальтированные полосы. Для этого и появлялись пешеходные переходы — уличные, подземные, надземные.

Красно-жёлто-зелёные

Неотъемлемой частью любого более-менее оживлённого городского перекрёстка является светофор. История появления первого средства световой сигнализации для регулировки дорожного движения в Чите, как и во многом другом, упирается в советское время. Причём эта история интересна и тем, что сначала появился пешеходный светофор, а только затем, спустя четверть века, автомобильный.

Ещё в 1950-х годах пешеходный светофор установили на проходной у Машзавода на улице Новобульварной. Естественно, сегодня он уже не работает и для большинства прохожих даже визуально не напоминает сегодняшние светофоры. К счастью, он до сих пор стоит, давая возможность любопытным полюбоваться чудом дорожной спецтехники середины прошлого столетия.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Фото: Ксения Зимина

Первый светофор для распределения транспортных потоков появился в Чите только в 1974 году. К слову, во времена СССР, несмотря на небольшое количество машин, эти новшества вводили, возможно, даже активнее, чем сейчас. К примеру, два единственных светофора в посёлке КСК на улице Космонавтов и у остановки «Универсам» были установлены аж в 1980-х. Сегодня поток машин в этом районе возрос кратно, а светофоров по-прежнему два.

3D-переход

Прогресс современного времени не обошёл стороной и транспортную инфраструктуру, в том числе средства световой сигнализации. Учитывал он и развязавшуюся в последние годы борьбу за права инвалидов. Наконец, в 2000-х в Чите начали появляться светофоры со звуковым сопровождением. Один из них установлен на перекрёстке улиц 9-го Января — Амурская.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Фото: Andrey Kozlov

Фото: Andrey Kozlov
Фото: Andrey Kozlov

Самый современный пешеходный переход находится не где-нибудь в центре города, а на его окраине — в посёлке Песчанка. Оно и понятно, к этому району городская дорога уже заканчивается и переходит в федеральную трассу Чита — Забайкальск, соответственно, его оборудованием занималась не мэрия, а Управление федеральных автодорог в Забайкальском крае.

Фото: Andrey Kozlov

Открыт он был в 2012 году. По информации начальника управления дорог Евгения Присташа, при строительстве объекта применялись инновационные технологии: светодиодные светофоры и фонари освещения, дорожные знаки повышенной информативности, трёхцветная разметка пешеходного перехода с эффектом 3D. За всё эту красоту федеральный бюджет заплатил почти 700 тысяч рублей.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Фото: Andrey Kozlov

«Таких объектов на территории России — единицы. Режим работы светофоров запрограммирован таким образом, что зелёный сигнал для транспортного потока будет работать в постоянном режиме. Для движения пешеходов необходимо нажатие специальной кнопки. Хотелось бы предупредить всех жителей, которые будут пользоваться данным переходом, о том, что переключение объекта в пешеходный режим происходит не мгновенно, а через некоторое время. Это необходимо для того, чтобы имелась возможность заранее предупредить водителей о смене сигнала светофора. Повторная смена режима работы светофора на пешеходную фазу произойдет только после полного цикла. Проще говоря, если два раза подряд нажать кнопку, то зелёный сигнал для пешеходов загорится не ранее, чем через 30 секунд. Это сделано в том числе для того, чтобы исключить случаи баловства со стороны детей», — пояснил тогда Присташ.

Фото: Andrey Kozlov
Фото: Andrey Kozlov

Опасное подземелье

Если наземные пешеходные переходы для Читы достаточно привычны, и интерес горожан к ним закончится после максимум пяти минут их изучения, то подземные и надземные — это для краевой столицы что-то малознакомое или уже слегка подзабытое.

Первый подземный переход в Чите появился в 1980-х на вокзале. Причём первоначально он строился в 1964 году как водопропускное сооружение, их было два — восточное и западное. Восточное в 1980-х было дооборудовано — установлены ступени с выходами на перроны — и эксплуатировалось также как подземный переход.

Фото: Andrey Kozlov

К сожалению, мне в силу своего возраста не удалось воспользоваться им, но, по словам более зрелых горожан, подземный переход на вокзале в 90-х был настоящим испытанием на прочность. Пройтись под путями, особенно в вечернее время, решались только самые отчаянные, так как разгул криминала заселил его парнями, ищущими лёгкой наживы. Вплоть до конца 90-х в этом подземелье гопники раздевали читинцев и гостей города.

Фото: Andrey Kozlov

Пиршество мелких преступников закончилось с открытием виадука, которое состоялось в 1993 году, и закрытием подземного перехода в конце десятилетия. Сегодня оно используется по своему первоначальном назначению.

Магазин «Подземный переход»

Подземный переход в районе Десятки или «Буратино», кому как привычнее, в отличие от вокзального сохранился и до сегодняшнего дня, хотя в лихие 90-е многим пешеходам там тоже приходилось несладко. По этой причине открытый в 1980-х переход особой популярностью у читинцев не пользовался, поэтому его на время закрывали.

Фото: Andrey Kozlov

Если честно, я даже и не знал, что он работает сейчас, поэтому для меня было небольшим открытием увидеть там оживлённые торговые ряды. Более того, кажется, что сегодня этот переход скорее несёт торговую функцию нежели транспортную, а вывеска на входах: «Подземный переход» — это название магазина, а не обозначение объекта дорожной инфраструктуры. Интересно и то, что он подобно магазину работает ограниченное время, ночью для пешеходов и покупателей он недоступен.

Фото: Andrey Kozlov

Единственный надземный

Самый последний нестандартный пешеходный переход — надземный — был построен у развязки на Каштаке в 2011 году. Решение о выделении 12 миллионов рублей на переход было принято гордумой в 2010 году после ряда громких ДТП, в том числе погибшим 10-летнем мальчиком. Позже мэрией озвучивалась иная стоимость строительства — от 12 до 18 миллионов рублей.

Фото: Andrey Kozlov

22 декабря 2009 года читинец Денис Бобовский, управляя автомобилем «Toyota Harrier», двигался по обводному шоссе Читы от улицы Верхоленской в сторону объездного кольца возле посёлка Каштак. При подъезде к пешеходному переходу он объехал остановившийся перед ним автомобиль справа, выехал на пешеходный переход и сбил женщину с тремя детьми. В результате ДТП от полученных травм скончался 10-летний мальчик. Остальные пешеходы получили травмы различной степени тяжести. В июне 2010 года Бобовскому назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года в колонии-поселении.

Сегодня переход прибывает в плачевном состоянии. Городские власти после строительства, видимо, забыли про него. Частично разбит пластиковый навес, пол покрыт множеством осколков от разбитых бутылок, стенки изрисованы всевозможными выражениями, в том числе нецензурными.

Фото: Andrey Kozlov

За полчаса, которые мы провели у перехода, им, кроме нас, никто так и не воспользовался. Две полосы многим кажутся слишком небольшим расстоянием, чтобы ради его преодоления подниматься так высоко, в загаженный битым стеклом и нецензурными надписями переход. Думаю, мэрии и гордуме добровольно стоит вернуться к его содержанию, пока новое ДТП насильно не принудило их это сделать.

Благодарим за помощь в подготовке материала краеведа Александра Лыцуся, главного редактора газеты «Эффект» Алексея Будько и пресс-службу ЗабЖД.

6 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

По поводу надземного перехода, двоякое мнение, с одной стороны не мэрия и гордума там все загадили и разбили, с другой у объекта должен быть хозяин. И очень не плохо было бы поставить светофор с кнопкой переключения на ул. Рахова. Дети в школу прошли, переход пустой, а светофор движение держит

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

18 миллионов, за что? За переход длиной 10 метров? Пять тонн проката? И работа?.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пардон, но виадук на вокзале открыли только в 2000-м - к столетию Забайкальской магистрали. Что же касается надземных переходов, то их очень много во Владивостоке и благодаря им пробок на дорогах меньше (особенно много их по скоростной трассе на Угольную). Состояние вроде нормальное, люди понимают, что без них хуже.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Во Владивостоке и подземок очень много, там, с таким количеством машин, без переходов пробки были бы хуже, чем в Москве наверное. Я бы не сказала что у нас такие уж жуткие пробки, чтоб большое количество специальных переходов делать, но кое где они очень нужны

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

по поводу подземного на вокзале писака ерунду пишет,никаких там грабежей никогда не было

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А, за виадук в Каштаке надо как следует спросить с городских властей. Это просто верх расточительности и непрофессионализма. Кому такое безобразие нужно. Уж точно , нам на острове на развязке Лазо- Ярославская такое не надо

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить