Город мнение Василина Кулиева: Мы привыкли к нищете в богатейшем регионе

Василина Кулиева: Мы привыкли к нищете в богатейшем регионе

Примером сказанного может служить проект производства в Чите белорусских комбайнов «Полесье». Слов было много, но забайкальские сельхозтоваропроизводители покупать технику отказались.

Мы привыкли к тому, что живем в богатейшем регионе, в недрах которого есть вся таблица Менделеева. И привыкли к тому, что большая часть наших земляков живет за порогом бедности (особенно в сельской местности). На вопрос, почему же так происходит, мне приходилось слышать разные ответы. От классических «воруют» и «не умеют работать», до бюрократических – «на территории края отсутствуют крупные предприятия», «нет инвесторов».

Региональные власти периодически заявляют о том, что спасением региона должен стать крупный капитал, который будет вкладываться не только в добычу полиметаллов, золота и т.д., но и в развитие социальной инфраструктуры, подготовку кадров. Пока, к сожалению, примеров такого выгодного для региона государственно-частного партнёрства нет. Сказанное, конечно, не означает, что я против привлечения крупных корпораций. Речь идёт о принципах, на которых строится сотрудничество.

Иногда власти вдохновлённые примерами промышленно-развитых стран (возможно, после загранкомандировок) начинают говорить о важнейшей роли малого и среднего бизнеса в деле увеличения внутреннего регионального продукта и ликвидации безработицы. Тогда рождаются программы поддержки предпринимательства, самозанятости и т.д. Выделяются немалые деньги – в виде грантов, субсидий, льготных кредитов. Но главная цель социально-экономического развития – повышение уровня жизни – не достигается. Люди «голосуют ногами» против всех программ правительства. Люди уезжают из края.

Почему так происходит? На мой взгляд, потому, что часто в правительстве края забывают учитывать такую «мелочь», как внутренний рынок. Не оценивают верно его емкость. А между тем, нужно знать не только, что будут производить, но и кто и в каком количестве произведённую продукцию будет покупать. Без понимания этого просто факта все проекты оказываются маниловщиной уже в среднесрочной перспективе.

Примером сказанного может служить проект производства в Чите белорусских комбайнов «Полесье». Слов было много, но забайкальские сельхозтоваропроизводители покупать технику отказались. Та же участь оказалась и у грузовиков «Гуран», коих уже в 2012 году должны были выпускать 1 000–1 200 штук. Громадьё планов отстает от реальности значительно. Вроде бы и дотации выделяют, субсидируют процентную ставку, и госгарантии дают. Но – нет покупателя и прекрасные планы оборачивают пшиком.

Но позвольте! Это ведь основы экономики: рост ёмкости рынка влечёт за собой рост производства. И никогда не бывает наоборот. Следовательно, субсидировать нужно не производство конкретных комбайнов, грузовиков (а точнее – не только и не столько), а приобретение забайкальскими предпринимателями и фермерами продукции произведённой в Забайкалье.

Мне могут возразить – например, грузовики «Гуран» попадают в соответствующую целевую программу. Их стоимость должна возмещаться покупателю наполовину. Это так. Но, например, в прошлом году средств на это в краевом бюджете не было. Программа есть, а денег нет.

Опять же предвижу возражения, дескать, было это при прежнем губернаторе, а сейчас приоритеты будут другие. На словах другие, а на деле? А на деле интересно прочитать интервью и.о. министра сельского хозяйства В.Г. Вертипрахова в газете «Земля» (интервью можно найти в обзорах СМИ на «Чита.Ру»). Чиновник говорит о том, что базой для развития сельского хозяйства должно стать кормопроизводство. Совершенно согласна, что сбалансированный корм дает больший суточный привес массы, больше выход конечной продукции и прочие приятные и понятные для крестьян вещи. При этом министр оговаривается, что аналогичная продукция из других регионов всё равно стоит дешевле. Цены, по словам министра, будут сбивать субсидиями. При этом очевидно, что такие субсидии получат два-три кормопроизводящих предприятия. И это всё равно не будет гарантированно означать, что забайкальские крестьяне начнут покупать забайкальские корма. Кроме того, речь идёт о десятках миллионов рублей, которые вполне конкретный чиновник минсельхоза будет передавать вполне конкретному предпринимателю. Может ли поручиться господин Вертипрахов, что тут не возникнут коррупционные схемы? На слуху ещё ситуация с «Забайкальской зерновой компанией», директор которой до сих пор не объяснил следствию, куда дел целевых 80 млн. рублей.

Вопрос о том, как развивать экономику региона, должен отталкиваться от понимания того, каким образом стимулировать жителей края и местных предпринимателей покупать забайкальские товары. И того, какие финансовые инструменты должны быть созданы для этого.

Повторюсь, субсидировать нужно не производителя, а потребителя, что создаст нормальную конкурентную среду. Согласитесь, что ситуация подсаживания самих производителей чего-либо на бюджетную иглу не способствует их развитию в рыночной конкурентной среде. Ведь зачем оптимизировать производство и повышать качество продукции, если тебе и так возместят убытки? В этом смысле нужно создавать гибкие финансовые условия, чтобы им было выгодно покупать произведённые в Забайкалье корма, а не привезённые из других регионов.

Таким механизмом могут быть целевые отраслевые программы субсидий на приобретение произведенной в Забайкалье продукции или, если смотреть шире, региональный Банк развития. Дело это непростое, над конкретными формами должны работать эксперты (они есть в Забайкалье), конечно, потребуются средства. Задача губернатора тут – определить общий вектор, найти специалистов и найти деньги. В том числе, я считаю, что если нужно будет радикально сократить бюрократический аппарат для высвобождения финансов – это нужно будет сделать.

Нужно понять, что живём мы в условиях рынка и (к этому можно относиться по-разному, но факт остается фактом) вступили в ВТО. Поддерживать напрямую товаропроизводителей с каждым годом станет всё сложнее, а эффективность этого не будет высокой. Чем раньше мы обратим внимание на развитие внутреннего рынка, на создание косвенных мер поддержки экономики, тем больше шансов, что в результате мы получим эффективные предприятия, мобильный рынок труда, конкурентоспособную продукцию. Конечная цель этого – реальное повышение уровня жизни забайкальцев.

В действиях руководства региона я не вижу смены парадигмы управления. Были одни приближённые предприниматели, которые получали бюджетные деньги и не давали особого результата, теперь, вполне возможно, появятся другие. Эта ситуация, к сожалению, в небольшой степени способствует развитию. И это повод всем жителям края, вне зависимости от их политических убеждений, делать выводы.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления