Город мнение Под цирком горы Трёхглавой

Под цирком горы Трёхглавой

По различным причинам не всем участникам удалось достичь поставленной цели. На верх взошёл лишь один.

24 апреля группа читинцев в составе трёх человек вернулась в город с Восточного Саяна. Целью поездки была гора Трёхглавая, а именно её Южная башня, высотой 2 800 метров над уровнем моря. Несмотря на небольшую высоту, трудность восхождения обуславливалась лавиноопасным периодом в это время года. Большое количество выпавшего снега и непокорная стихия затрудняли прохождение маршрута. По различным причинам не всем участникам удалось достичь поставленной цели. На верх взошёл лишь один.

1 из 4

Идти предстояло по руслу реки Кынгарга. Маршрут довольно прост, камни, булыги, лёд, отсутствие препятствия в виде водопадов. Четыре часа акробатических этюдов и вот мы на «стрелке» Кынгарги, уходим вверх. Здесь начинаются, собственно, горы. Снег уже по колено. Идём по руслу ручья. Тропы засыпаны, снег везде, темнеет быстро. Я шёл впереди группы и промазал с зимовьем, оставив его позади. Выслушал много «хорошего» про себя от приятелей, но зимовья не вернуть. Тьма. Под фонарями и ласковыми порывами ветра, уставшие и промокшие, ставим палатку на отвесном склоне. Снег трамбуем. Стелим лапник, коврики, наспех ужинаем и в сон, завтра будет разбор полётов.

Утро выдалось мрачным. Надвигалась буря. Мы стоим под цирком горы Трёхглавая. Перенесли палатку чуть выше в более удобное место. Сказать удобное - значит слукавить: пол с наклоном, шаг в сторону и уже чертыхаешься в сугробном плену. День прошёл в сушке мокрых ботинок, носков и штанов. Сушка превентивная, на самом деле не сохнет ничего - сырое всё. Воды нет нигде. Таим снег в котле на газовой горелке. Терпеть не могу талый снег! Обеднённая солями и минералами вода, напиться им сложно, хоть и можно, при этом он грязный, с комьями листвы и земли.

Переживаем второй день. Палатку треплют порывы ветра, мы умудрились безвозвратно потерять одну из трёх дуг от навеса в каком-то сугробе. Пришедший с нами в горы пёс Тузик свернулся калачом под елью и пережидает непогоду. Попутно ведём визуальную рекогносцировку предстоящего восхождения. Обсуждаем пути подхода и штурма вершины. Недалеко наблюдаем сошедшую не так давно лавину. Масштабы поражают. Вечер пришёл быстро. Снег валит комьями. Сергей совершает очередную вылазку из палатки, чтобы сфотографировать местные пейзажи и оглядеться. Завтра решено при благоприятной погоде начать восхождение. Наша цель — Южная и по возможности Центральная башни горы Трёхглавая. Высота 2 500 метров — не ахти какая высота категории 1Б, однако в это время года чрезвычайно опасная в связи с частым сходом лавин в кулуарах (ложбина в склоне горы, направленная вниз по линии тока воды — ред.). Ужин, и снова спать. Решено — подъём в 6 утра. Ночь едва морозная. Озноб застаёт только под утро. Слышу звон будильника и мощный ветер за бортом. Значит, пока отбой, спим дальше. В 9 утра буря стихла. На небе чисто, ветра нет, облаков нет, горы открыты и так манят! За ночь на гребне сошли три лавины, их отчётливо видно. Сергей остаётся в палатке. Антон и я берём экипировку, немного еды, немного воды и выходим...

Антон тревожен, но пока ещё уверенно карабкается на гребень вслед за мной. Час подъёма, мы на главной тропе, теперь шутки в сторону. Антон решает не рисковать, и я остаюсь один с псом Тузиком, который следует за мною по пятам. Делаю серию предстартовых фото и устремляю бренное тело по гребню вверх. Умри, но не сегодня! На моём пути массивные остроконечные отроги и причудливые снежные карнизы. От карнизов держусь подальше. Ещё подъём, и всё выше к облакам. Дошёл до кулуара, по которому можно прилично срезать. Прилично скатиться тоже можно! Здесь лавина не сошла и, похоже, собирается вскорости это исполнить. Нужно поспешить. Сажусь на каменный выступ, надеваю кошки. Пятиминутный отдых, далее по плану. Опираясь на ледоруб, врезаясь кошками в пологий склон, траверсом преодолеваю кулуар. Зараз не вышло, пришлось отдыхать с риском внезапного лавинного схода. Идёт третий час подъёма. Желудок предательски урчит. Пью «вкусный» талый снег из пластиковой бутылки и беспрерывно ем самолётные барбариски. Вершина рядом. Четыре часа подъёма, пять шагов до цели, четыре, три...раз. Ура, я на Южной! Тузик лёг рядом. Фотографирую виды, делаю селфи, нервно улыбаюсь, кутаюсь в пуховик, вынимаю ореховую смесь подкрепиться. Мне тревожно и радостно. Предстоит спуск и многие из восходителей, дав волю нахлынувшей победной эйфории, совершают ошибки. Не время расслабляться. Ещё 20 минут на вершине, после приступаю к спуску. Иду по старым следам, надёжно фиксирую ледоруб и кошки в снегу. Прошёл опасный тот кулуар и иду на спуск прямо по сошедшей ночью лавине.

1 из 4

Спуск долгий, монотонный. Несколько раз останавливаюсь сделать фото и распечатать десятую барбариску. Почти достиг цирка. Скидываю кошки, ложусь на живот, несусь вниз по крутому склону. Торможу, зарубаюсь, качусь, разгоняюсь. Время спуска быстро сокращено. Можно выдохнуть. Я в зоне «риска нет». Вижу палатку. Парни волнуются. Сергей приготовил сытный суп на костре. Приветствуют и рады, что теперь не придётся искать окоченевший мой труп где-то под сосной. За перевалом вдали пушечным выстрелом грохнула очередная треклятая лавина. Едим, пьём, сворачиваем пожитки — ещё есть время уйти вниз к ручью. Марш со всей выкладкой. Находим зимовьё иркутян-альпинистов. После ночёвки в зимовье, оставили памятную записку с приветом из Читы.

1 из 2

Следующий день - день возвращения домой, а, вернее, прибытие в долину села Аршан. Все кончено. Южная пустила! Потом ещё были баня, пиво, много сна, обгоревший нос и тому подобное, но это уже совсем другая история...

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления