Культура Об истории Забайкальского края Затянувшаяся гастроль. Актеры из Ленинграда приехали в Забайкалье в начале войны и остались на полгода

Затянувшаяся гастроль. Актеры из Ленинграда приехали в Забайкалье в начале войны и остались на полгода

Они должны были выступать с 6 июля по 5 августа 1941 года

Они выступали в Окружном доме Красной армии

Бывший архивариус Читинского драматического театра Артур Пегов в книге «100 лет Читинским театральным сезонам», посвященной истории родного театра, очень справедливо написал: «Жизнь театра в годы Второй мировой войны — безусловно, еще один феномен в истории мировых войн. Они прошли вместе, солдат-победитель и театр, ковавший победу во фронтовых бригадах, госпиталях и в тылу, этот тяжелый, кровавый, но незабвенный путь Родины».

Да, Забайкалье было далеко от линии фронта, что полыхал в европейской части страны, но и здесь была война. Уже в сентябре 1941 года Забайкальский военный округ (ЗабВО) был преобразован во фронт. Тайная война, которую здесь приходилось вести с японскими милитаристами, не прекращалась ни на один день. И здесь были свои потери. А кроме того, наш фронт считался «военной академией», в которой готовились те самые кадры, что потом с боями дошли от Москвы и Сталинграда, до Кенигсберга, Берлина и Праги, до Хайлара, Харбина и Порт-Артура. И театр внес свою лепту в подготовку этих воинов.

Если об истории Читинского драматического театра тот же Артур Пегов написал в своей книге отдельную главу, о театрах, что были в нашем крае на гастролях в военное время, информации или нет, или крайне мало. И это несправедливо. Эту страницу нашей истории тоже необходимо заполнить.

В Чите планировали завершить гастроли

24 июня, через два дня после начала Великой Отечественной войны, в газете «Забайкальский рабочий» на последней полосе было напечатано объявление о том, что Окружному дому Красной армии (ОДКА) требуются комнаты для артистов Ленинградского государственного Нового театра сроком на месяц, с 5 июля по 5 августа. Сами гастроли должны были начаться с 6 июля.

«Чита — последний этап в десятимесячной работе театра в частях Красной армии Дальнего Востока и Забайкалья, — сообщил в той же газете директор театра Р. Л. Шапиро, — для обслуживания которых послали нас Наркомат обороны и ленинградские партийные и советские организации».

В тот момент никто в труппе не мог даже подумать, на сколько же на самом деле затянутся их гастроли и в Чите, и в Забайкалье, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Урале…

А тогда Шапиро писал: «Поездка на Дальний Восток — значительный этап в жизни театра, поднимающий не только чувство ответственности, но рождающий непосредственное желание стать особенно доходчивым массам, достичь правдивости и выразительности, чтобы завоевать дружбу такого зрителя, как бойцы и командиры Красной армии».

Репертуар театра был достаточно разнообразен. Тут и пьеса Алексея Горького «На дне», и комедия Александра Островского «Бешеные деньги», и пьеса Сергея Найденова «Дети Ванюшина», и пьеса Фридриха Шиллера «Мария Стюарт», и трагикомедия Вильяма Шекспира «Мера за меру», и комедия Жана-Батиста Мольера «Скупой» и другие. В Чите театр поставил и первые спектакли о Великой Отечественной.

25 июня была напечатана первая реклама гастролей. В ней сообщалось, что художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств, орденоносец Б. М. Сушкевич.

Борис Михайлович Сушкевич

Художественный руководитель и актер

Борис Михайлович Сушкевич — видный российский и советский театральный деятель. Он был коренным петербуржцем, но путь на сцену начал в Москве. Родился он 26 января 1887 года в столице Российской империи. Позже в одной из автобиографий Борис Михайлович писал, что первой «школой актера» дня него были «с 13 лет — гастроли Малого театра в Минске и позднее в Москве — посещение театров от 125 до 130 раз в сезон». Выходить на сцену он тоже начал рано, еще в любительских постановках. «В гимназических спектаклях, — с улыбкой вспоминал он, — сохранил до окончания амплуа grandedame и комических старух».

Однако после окончания гимназии он поступил в солидное учебное заведение — на исторический факультет Московского университета. В отличие от ряда сверстников-студентов, увлекавшихся тогда революционной деятельностью, он тут еще больше полюбил театр. Играл в студенческих спектаклях, на которых познакомился с Евгением Вахтанговым — в 1906 году в постановке «Дачников» Алексея Горького Сушкевич играл Суслова, а Вахтангов — Власа.

С 1908 года Борис стал работать в Художественном театре Константина Станиславского, а в 1912 году был принят в его труппу актером. В тот же год он стал инициатором создания первой студии Московского художественного театра (МХТ), где работал вместе с Евгением Вахтанговым, был членом правления, ставил спектакли и сам выходил на сцену. С 1916 по 1924 год Борис Сушкевич фактически возглавлял этот театр. С 1924 по 1932 год он трудился во МХАТе 2-м. Интересно, что в 1919 году он на некоторое время съездил в родной Петроград, где в только что открывшемся Большом драматическом театре (БДТ) поставил пьесу Фридриха Шиллера «Разбойники».

В 1914-м Сушкевич играл в спектакле «Сверчок на печи»

В 1933 году его назначили художественным руководителем и директором Ленинградского академического театра драмы (в настоящее время это Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина). В тот же год он стал профессором Ленинградского театрального института. Он ставил пьесы, сам играл на сцене и одновременно преподавал. К слову, именно в тот год ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1936 году 49-летний Борис Михайлович, оставаясь руководителем «Пушкинского», становится директором театрального института.

Круто его жизнь меняется в 1937 году. В тот год был уволен художественный руководитель и директор созданного им с группой молодых актеров в 1933 году Нового театра Исаак Кролль. Его не репрессировали, он стал работать в Московском государственном еврейском театре. Его не стало в 1942 году. По одним данным, Кролль погиб на фронте, по другим — умер от голода в эвакуации.

А Борис Сушкевич, возглавивший Ленинградский государственный Новый театр, как пишут его биографы, «прививал молодому коллективу мхатовские традиции», а также вновь выходил на сцену в качестве актера. В 1939 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Вот с этим руководителем театр и отправился на гастроли в октябре 1940 года. Труппа знала, что эти гастроли будут длительными.

Первой была ее постановка

3 июля «Забайкальский рабочий» сообщил, что 6-го театр покажет читинцам пьесу Фридриха Шиллера «Мария Стюарт», посвященная трагической судьбе шотландской и французской королевы XVI века, боровшейся за английский престол и проигравшей эту схватку Елизавете I.

В рекламной заметке сообщалось, что пьеса поставлена заслуженной артисткой республики Н. Н. Бромлей. Правда, в тот момент самой Надежды Николаевны в Чите не было, на некоторое время она уезжала в Ленинград.

Сушкевич и Бромлей были не просто двумя режиссерами и актерами этого театра, они, будучи мужем и женой, а главное, соратниками, были его мозговым центром и объединяющей силой. Сам Борис Михайлович писал об этом: «Участвовали в работе театра два режиссера очень различных — Н. Бромлей и я. Мы с двух сторон вели коллектив к единству».

Надежда Николаевна Бромлей была не меньшей звездой в театральном мире страны, чем ее супруг. Актриса и режиссер, драматург и писательница, поэтесса, она уже в 1928 году «попала» в книгу о наиболее выдающихся современных русских драматических актерах и режиссерах.

Родилась она 17 апреля 1884 года в Москве в богатой семье промышленника из обрусевших англичан. Окончила гимназию и музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. В одной из своих автобиографий она писала: «Лет с 14 я стала играть в случайных спектаклях и одновременно писать свои первые рассказы».

В 1908 году ее приняли в труппу Московского художественного театра, в котором она служила до 1922 года; одновременно с 1918 года выступала на сцене 1-й студии МХАТа и с 1924 года была актрисой созданного на основе студии МХАТа 2-го. Здесь же она дебютировала в качестве режиссера. Поставленный ей трагифарс восхитил Евгения Вахтангова, который в мае 1921 года написал: «Надо создать театр Бромлей». К сожалению, в 1922 году Вахтангова не стало…

Во все эти годы она еще и много писала, издавая свои рассказы, новеллы и стихи.

«Природа щедро наградила Н. Бромлей раскрепощенной фантазией, восприимчивым умом, живым чувством юмора и таинственной способностью угадывать будущее, — писала о ней в статье, посвященной этой творческой паре, современный автор Ася Векслер, — но ее личная жизнь сложилась не сразу: в первом браке с Вильборгом родился сын Виктор, но, прожив всего пять лет, умер в 1925 году. Борис Сушкевич стал вторым мужем Надежды. Несомненной была глубокая привязанность и взаимное влияние этих творческих и одаренных людей. Находясь в разлуке, они постоянно писали друг другу».

Надежда Николаевна Бромлей

Вслед за супругом Надежда уехала в Ленинград, где стала актрисой и режиссером сначала театра им. А. С. Пушкина, а затем и Нового.

Именно она поставила шедшие в Чите спектакли по пьесе Ги де Мопассана «Милый друг» и исторической хронике Владимира Соловьева «Фельдмаршал Кутузов». Кутузова играл сам Борис Михайлович. Помощник режиссера и друг этой семьи Владимир Поллак писал 15 октября 1941 года Надежде Бромлей о том, как в Чите прошла ее постановка «Кутузова»: «Первые два спектакля аншлаги… Борис Михайлович хорош везде, и особенно в 7-й картине (Тарутино). В нескольких местах аплодисменты не по тексту, а по образу…»

Театральный коллектив и его работа

И именно в статье, посвященной «Фельдмаршалу Кутузову», впервые была перечислена часть актерской труппы, прибывшей тогда на гастроли в наш город. Самого фельдмаршала, как уже сообщалось, играл лично Сушкевич, Багратиона — актер Лебедев, Барклая де Толли — Гофман, Беннигсена — Легков, Дениса Давыдова — Васильев, Егора — Волков, Фому — Лопатнев, Василия — Агафонов, Ваню — Смирнов, Настю — Сдобникова, Наполеона — Кузнецов, Бессьера — Бубликов, Мюрата — Третьяков и Дарю — Таскин.

Кем были и кем стали эти актеры — тема отдельного исследования.

Месяц, что театр планировал на гастроли в Чите, давно прошел. Труппа продолжала работать в нашем крае. 12 августа в газете появилось объявление, что ОДКР требуются комнаты для артистов этого театра сроком на шесть месяцев. И это было время, наполненное напряженной работой. Театр вносил свой вклад в дело борьбы с захватчиками.

17 августа артисты из Ленинграда вместе с читинскими коллегами провели большой концерт в парке ОДКА, средства от которого были направлены в Фонд обороны. И именно в Чите 30 октября 1941 года Ленинградский государственный Новый театр впервые на суд зрителей представил спектакль, посвященный Великой Отечественной. Это была пьеса молодого драматурга Георгия Мдивани «Батальон идет на Запад».

«Знакомы и близки благородные образы отца Гигаури и его сыновей, — говорилось в анонсовой заметке "Забайкальского рабочего" 29 октября 1941 года. — Это их подвигами мы восхищаемся, читая газеты и слушая радио. Это их беззаветная храбрость, железная выдержка и суворовская сметка проводят в бешенство и панику врагов. Дружна боевая семья воина Красной армии, верны и преданы бойцы своей отчизне. Такой народ не был и не будет побежден. Батальоны пойдут на Запад!»

2 ноября в этой газете появился и первый отклик на этот спектакль.

«В братской семье народов СССР нет и не может быть национальной розни, — писала референт Читинского облисполкома Д. Слонимская. — Рядом борются за народное счастье еврей Ройзман (арт. Бубликов), литовец Барута, грузин Отар. <…> Из актеров, прежде всего, нужно остановиться на исполнителе роли сержанта Отара — Анчице. Актер проводит эту роль ярко и темпераментно, его Отар обаятелен, он храбр и лиричен, стремителен и пылок. Большое впечатление оставляет игра артиста Лебедева — капитана Ило. Артист дал образ бесстрашного, с сильной волей командира Красной армии. Привлекает симпатию зрителей смелый литовский парень Барута (арт. Васильев). Хорош старик-грузин (арт. Кузнецов). <…> Спектакль волнует зрителя и мобилизует на борьбу с врагом».

9 декабря уже Д. Слонимская опубликовала статью «К итогам работы ленинградского Нового театра в Чите».

«За недолгое время пребывания в Чите, — писала она о полугодовой работе, — актерами была проведена большая шефская работа. По инициативе работников театра и с их участием было проведено в августе два больших городских гуляния, сбор с которых — больше 40 000 рублей — поступил в фонд обороны страны. В октябре в клубе управления дороги шел "Счастливый день". Весь сбор от спектакля поступил на постройку эскадрильи "Комсомолец Забайкалья". Кроме этого, в частях ЗабВО было проведено большое количество концертов. У бойцов и командиров Красной армии актеры — желанные гости. Взаимная связь сказывается в помощи военных организаторов в проведении занятий по всеобучу среди работников театра. Окружной дом Красной армии выделил руководителей, и весь коллектив театра с энтузиазмом обучается военному делу, чтобы по первому зову родины с оружием в руках встать на боевую вахту своей страны.

Вчера ленинградский Новый театр выехал в части ЗабВО для обслуживания бойцов, командиров и политработников».

2 января 1942 года «Забайкальский рабочий» сообщил: «С большим успехом проходят спектакли ленинградского Нового театра, выехавшего на обслуживание в части ЗабВО.

За 20 дней дано три шефских спектакля и 26 шефских концертов, театр оказывает практическую помощь красноармейской самодеятельности».

И только в феврале 1942 года этот коллектив покинул Забайкалье, отправившись снова на Дальний Восток, потом в Сибирь и на Урал. Их гастроли продолжались до окончания Великой Отечественной войны.

Финал долгих гастролей

А итоги их встреч со зрителями в Забайкалье в итоговой статье, напечатанной в «Забайкальском рабочем» 8 февраля 1942 года, подвел тот, кто первым сообщал забайкальцам о предстоящих гастролях в предыдущем году, — директор театра Р. Л. Шапиро.

«С июля 1941 года Новый театр в полном составе приехал в Читу и до 8 февраля работал в ОДКА и в частях ЗабВО, — писал директор театра. — За это время дано 196 спектаклей и свыше 100 шефских выступлений. В декабре 1941 года и январе 1942 года театр в полном составе обслуживал части ЗабВО».

Он сообщил, что за время работы в Чите и в частях Забайкальского фронта — его в целях введения в заблуждение противника продолжали называть округом — было показано 14 пьес советского и классического репертуара, «в том числе четыре спектакля ("Фельдмаршал Кутузов", "Батальон идет на Запад", "Слава" и "Рыбаки") были подготовлены и впервые показаны в ОДКА».

Вывод автора был точным и бесспорным: «Семь месяцев работы в Чите и области являются значительным этапом в жизни театра. Работа коллектива в Забайкальском военном округе протекала во время великой отечественной войны (тогда об этой войне еще не писали с большой буквы. — Прим. авт.). Коллектив мобилизовал все силы на лучшее обслуживание бойцов и командиров Красной армии, на создание новых патриотических спектаклей».

На Дальнем Востоке театр гастролировал до весны 1943 года, а потом отправился на запад. В 1944 году руководителю театра Борису Сушкевичу было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

В родной Ленинград они вернулись только в конце 1945 года.

На страницах «Ленинградской правды» Борис Михайлович тогда рассказал: «Мы играли в Чите, Хабаровске, Владивостоке, выезжали на север, на пограничные заставы, на золотые прииски, военные корабли; часть товарищей побывала и на Западном фронте. Затем — Урал, Прибалтика. Мы поставили за это время много пьес: всё значительное, что дала драматургия военных лет».

Эти скитания военных лет для Бориса Михайловича даром не прошли. Здоровье было основательно подорвано, и 10 июля 1946 года его не стало. Супруга, Надежда Николаевна, пережила его на 20 лет. Ее не стало 25 мая 1966 года. Все эти годы она много работала и много писала, а вот публиковала крайне мало. Но часть ее материалов из архивов потихоньку всё же приходят к читателям и почитателям ее творчества.

А их Новый театр в 1953 году получил новое название — Ленинградский государственный театр им. Ленсовета (в 1992 году это имя отменили, но в 1999 году вновь вернули). Теперь их известный всей стране театр называется Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления