Экология Нерча заповедная

Нерча заповедная

Скромные холмики, лаконичные надгробия с фамилиями и датами, написанными неровно и с ошибками - это всё, что осталось от села лесорубов.

В 2015 году научное экологическое сообщество Забайкалья опубликовало данные по числу особо охраняемых природных территорий - наш край занимает одну из последних строчек в рейтинге по процентному соотношению различных форм ООПТ к общей площади региона. Всего около 6 процентов к 11 общим по России.

Показатель оказался настолько серьёзным, что глава федерального министерства природных ресурсов Сергей Донской призвал правительство Забайкальского края активнее создавать на своей территории заказники, заповедники и национальные парки. Так в 2016 году получили ход новые и старые проекты особо охраняемых природных территорий. Среди них Национальный парк «Кодар», заказники Нерчинский и Нерчуганский, Джилинский, Среднеаргунский и Дульдургинский.

1 из 8

Проект Нерчинского заказника не из долгостроев. Идея его создания возникла в ответ на инициативу правительства Забайкальского края построить на Нерче малую ГЭС силами компании «Нордгидро», работавшей преимущественно на реках западной России. Жители Зюльзи и других посёлков, чьи охотничьи угодья попадали под затопление, воспротивились решению. Их поддержали и экологи. В итоге при участии научного сообщества, дирекции ООПТ и амурского филиала Всемирного фонда дикой природы проект заказника дошёл до финальной стадии реализации.

По предварительным данным, площадь охраняемых территорий составит более 60 тысяч гектаров. В неё войдут смешанные леса, пойма Нерчи и её притоков, а также местные памятники природы - минеральные ключи.

1 из 6

Создание заповедных зон часто сопровождается недовольством населения, но это не тот случай. Под угрозой строительства ГЭС жители прилегающих к будущему заказнику селений сплотились и поддержали инициативу экологов. Да и сам заказник не ограничит промысловиков. На его территории разрешена охота, рыбалка и сбор даров природы. Под запретом только заготовление леса, браконьерство и варварское природопользование.

Лагерь Ильича

Если от поселка Зюльзя ехать вверх по течению Нерчи, то километров через 30 окажешься в живописном месте, известном местным жителям как хутор Таёжный. Летом здесь проходят смены спортивно-туристического лагеря для ребят из Нерчинска и соседних поселений. Его директор - Сергей Ильич Арсентьев - на этой земле хозяин. Территория хутора и леса в окрестностях у него в долгосрочной аренде. Природу Ильич бережёт и учит этому своих воспитанников.

- Смены у нас длятся по 10 дней. Лагерь походного типа. Ребята в палатках живут, с полевой кухни питание организовано, поэтому дольше не имеем права, - рассказывает Ильич. - Хотя ребята и не против. Тут хорошо, река, лес, тренировки на свежем воздухе.

1 из 6

Девиз лагеря Ильича - «Преодолей себя». И испытания для ребят начинаются с заезда. Дорога, пригодная для обычного транспорта, заканчивается километрах в 10 от Зюльзи. Дальше начинается направление - с топями, глубокими колеями, крутыми подъёмами и опасными прижимами, которое под силу только опытным водителям на подготовленных машинах. Двадцать километров по бездорожью дети-спортсмены идут пешком больше трёх часов. Водители из клуба любителей внедорожников «Диверсант» справились в два раза быстрее.

1 из 5

В холодное время года детский лагерь превращается в кордон. Здесь у Ильича и тёплые зимовья, и банька имеется, и подсобное хозяйство. «Конь для обходов, собаки для охраны, а курочки и индюки для души», - говорит Ильич. Белоснежная Мурка на кордоне хозяйка и всеобщая любимица, которой открыты все двери.

1 из 4

Ничьи

В будущем, когда Нерчинский заказник начнёт свою работу, хутор Таёжный станет кордоном Зимовьиным. По старинному названию местности, где он расположился.

С царских времен и до середины 60-х годов здесь стояла деревенька лесорубов. Небольшая - дворов двенадцать. Жители зимой готовили древесину, а летом сплавляли ее по реке до Нерчинска.

В войну к ним добавились заключённые. Те жили в землянках чуть выше по течению и делали приклады для оборонной промышленности. Война закончилась, а в 50-х годах на участках Зимовьиного прекратили лесозаготовки. Работяги переехали ближе к райцентру, и село умерло. Сейчас и следа не осталось. Только подполья, один-единственный дом и старое кладбище с коваными крестами.

1 из 4

Скромные холмики, лаконичные надгробия с фамилиями и датами, написанными неровно и с ошибками - это всё, что осталось от села лесорубов. Цветы на могилки приносят воспитанники Ильича и поддерживают порядок тоже они.

Вверх по Нерче

Территория будущего Нерчинского заказника вытянулась вдоль русла Нерчи. Дорога в нём одна, и та в дождливые годы почти непроходима. Поэтому без лодки и мотора здесь не обойтись. Александр Бузинов - глава дирекции особо охраняемых природных территорий Забайкалья - маршрут от Зимовьиного до верховий Нерчи на моторке проходит регулярно. Работа над созданием заказника требует. Тем более, по берегам реки много угодий местных промысловиков.

В мае сезон охоты уже закрыт, но это не помешало четырём мужчинам, расположившись в зимовье у берега, прихватить с собой ружья.

По словам нарушителей, охотиться они и не собирались. Ружья взяли по привычке. Мяса диких животных при них тоже не нашлось.Только снасти, и те без улова. Однако за нахождение с оружием в лесу в период запрета на охоту мужчины заплатят штраф.

1 из 6

Заказник вместо ГЭС и вырубок

Забайкальская тайга тает на глазах. Из-за пожаров и вырубок она почти превратилась в миф.

- Нерча входит в бассейн Амура. Нам, можно сказать, повезло. На создание ООТП деньги нашлись во внебюджетных источниках. Помог Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы, - рассказывает Александр Бузинов. - Летом заказник уже начнёт работать. На северных территориях края такой оперативности нет. Вопрос создания тех же Олёкминского и Нинюгинского заказника сейчас встал в финансы.

Создавать новые особо охраняемые природные территории в Забайкалье непросто ещё и потому, что край богат полезными ископаемыми. Геологические изыскания в регионе проводятся повсеместно, а подтверждённые месторождения государство отдаёт неохотно.

- В том числе для того, чтобы облегчить процедуру согласования на федеральном уровне, для ООПТ на Нерче выбрали форму заказника, - рассказывает кандидат биологических наук, профессор Олег Корсун. - Она подразумевает возможность разработки месторождений, которые окажутся в границах заказника. Сейчас их известно порядка трёх. Уголь, золото и полиметаллы. Но ни одно из них не будет востребовано в ближайшие годы. Даже если до месторождений доберутся, проконтролировать соблюдение экотребований будет проще. Да и лес в пойме реки будет сохраннее. Пусть так, но под присмотром.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления