Образование Ректор ЗабГУ: Бросать всё на полпути — не по-мужски и не серьёзно

Ректор ЗабГУ: Бросать всё на полпути — не по-мужски и не серьёзно

Задачей объединения я ставил недопущение склок между коллективами. Разгореться гражданской войне можно было легко.

В феврале в Забайкальском государственном университете (ЗабГУ) началась процедура выборов ректора. Действующий руководитель крупнейшего регионального вуза и одного из крупнейших предприятий края Сергей Иванов в интервью «Чита.Ру» подвёл некоторые итоги своей работы.

Сергей Анатольевич Иванов – ректор ЗабГУ. Родился в 1959 году в Чите. В 1981 году окончил Читинский политехнический институт, после — аспирантуру Ленинградского политехнического института имени Михаила Калинина и в 1986 году защитил диссертацию кандидата технических наук. Докторскую диссертацию защитил в 2012 году.

С 1986 года работал в Читинском политехническом институте (в 1995 году вуз получил статус технического университета, в 2003 году стал классическим Забайкальским государственным университетом, в 2012 году после присоединения Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ) сохранил название и статус). С 1998 года – декан энергетического факультета, с 2000 года, после преобразования факультета, — директор энергетического института. В 2004–2012 годах – первый проректор ЗабГУ в ректорате Юрия Резника. После его ухода с должности год работал в статусе исполняющего обязанности ректора, а после объединения вузов выиграл выборы, на которые серьёзные соперники не выдвигались.

На сайте ЗабГУ в биографии Иванова указано, под его руководством внедрено более 300 энергосберегающих мероприятий на различных объектах региона, дающих значительный экономический эффект, отмечено, что ректор «активно работает в области промышленной безопасности». Также на сайте вуза Иванов назван основателем региональной школы учёных-теплоэнергетиков. Отмечено, что он является автором более 130 научных публикаций.

Доктор технических наук, профессор, депутат гордумы Читы, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, член-корреспондент Российской академии естественных наук, заслуженный деятель науки и техники Читинской области, заслуженный работник высшей школы РФ, почётный работник высшего образования Российской Федерации. В 2016 году награждён медалью «За заслуги перед городом Чита».

Главный итог – объединение, главная задача — аккредитация

- Почти 15 тысяч студентов — с этим показателем в мониторинге классических университетов Сибирского федерального округа мы практически всегда входим в тройку. Больше нас только Сибирский федеральный университет в городе Красноярске и Томский госуниверситет, с которым мы чередуем второе-третье места.

Работников у нас почти 1,5 тысячи человек. Здесь мы тоже входим в группу лидеров в крае. Да и по объёму отчисляемых налогов мы не в числе последних в Забайкальском крае. Отмечу также исследования «Высшей школы экономики» о влиянии систем высшего образования на регионы. Там мы входим во вторую группу — это сильное влияние.

1 из 2

- Можете выделить основные итоги своей работы?

- Первый — это объединение двух крупных забайкальских вузов, Забайкальского госуниверситета и Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Чернышевского, которое состоялось 1 ноября 2012 года. Ни одной традиции, ни одного проекта ни в одном из вузов после объединения мы не уничтожили.

В 2013 году мы отметили 75 лет высшего педагогического образования в Забайкальском крае, а по сути, — 75 лет педагогическому университету. В 2016 году мы отметили 50 лет высшему инженерному образованию в Забайкальском крае, но, по сути, мы говорим о том, что это 50 лет образования технического университета. В 2018 году исполнится 80 лет высшему педагогическому образованию в Забайкальском крае. И все мероприятия вуза, которые будут проходить в этом году, будут идти под эгидой 80-летия высшего педагогического образования.

Уже после объединения, в декабре 2012 года, уже общим вузом, мы прошли государственную аккредитацию. Сразу после объединения это было достаточно непросто, но мы это сделали.

29 декабря 2018 года истекает срок государственной аккредитации, поэтому одна из приоритетных задач университета уже на протяжении двух лет — подготовка к государственной аккредитации. По плану, мы уходим на аккредитацию в июне.

- Есть какие-то опасения?

- Особых нет, но эта тема достаточно серьёзная, потому что в последнее время тренды — на повышение требований. Не секрет, что за последние пять лет в России количество вузов и филиалов сократилось практически в два раза. Были сокращены негосударственные вузы и их филиалы. Это не говорит о том, что к государственным вузам требования заниженные, отнюдь. В государственных вузах идёт сокращение многих программ. В первую очередь, связанных с экономикой и юриспруденцией — в непрофильных вузах. В классических университетах это считается нормальным, но это не говорит о том, что для них будут какие-то поблажки — подходы будут самые серьёзные, жёсткие.

- Как вас оценивают составители рейтингов?

- В рейтинге РИА Новости среди 89 классических университетов по итогам 2017 года мы заняли 69-е место. Я считаю, что для нас это вполне нормальный показатель.

Я бы ещё выделил то, что мы развиваем инфраструктуру. Из последнего — открыли Военную кафедру, которая с 1 сентября 2018 года приступит к работе. Мы попали в достаточно небольшой пул вузов по линии Министерства обороны, и это тоже достаточно серьёзное достижение. Уже идёт подбор преподавателей, и очень большой конкурс среди студентов, желающих обучаться на этой кафедре.

Несмотря на все проблемы, мы построили новое современное общежитие. У нас две базы на озере Арахлей – это тоже плюсы объединения. Занятия в нашем физкультурно-оздоровительном комплексе расписаны надолго вперёд. Преподаватели, сотрудники и студенты занимаются бесплатно в тренажёрном зале и бассейне. Мы сохранили профилакторий. Решён сложный вопрос с передачей на баланс города общежития на Богдана Хмельницкого, 24, - по сути, это уже был жилой дом. Сейчас на очереди передача подобного жилого дома на Чкалова, 150.

Скажу и про основные направления нашей работы в образовании. Университет реализует программы среднего общего образования – это лицей, который пользуется большой популярностью. Министерство образования Забайкальского края ставит вопрос о том, чтобы начать обучение в лицее не с 8 класса, а с 5-го. Проходной балл туда в 2017 году был 4,3. И в лицее уже на протяжении трёх-четырёх лет самое большое количество медалистов в Забайкальском крае.

В гуманитарно-техническом колледже реализуются пока две программы. Но документы у нас уже готовы, и после аккредитации мы пойдём на расширение спектра программ среднего профессионального образования.

- Ну раз заговорили о программах, то что с высшим образованием?

- У нас 90 программ бакалавриата, 69 программ магистратуры, 9 программ специалитета и 27 программ аспирантуры. За пять лет мы получили лицензии на семь новых направлений по подготовке магистров: экономика, финансы и кредит, международные отношения, реклама и связи с общественностью, журналистика, туризм и лингвистика.

Если говорить о качестве, то у нас есть образовательные программы, которые прошли независимую внешнюю оценку качества. Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АКОРК) проверяло качество наших программ — информационных технологий и систем связи, педагогическое образование, горное дело. Не чужда нам профессиональная общественная аккредитация, которую прошло направление «Юриспруденция» в Ассоциации юристов России. И ряд направлений прошли профессиональную общественную аккредитацию в Ассоциации инженерного образования России — горное дело, специализация «Открытые горные работы», и строительство уникальных зданий и сооружений.

Судить о качестве можно по тому, что мы регулярно участвуем в федеральном интернет-экзамене. По последним результатам, мы не даём ниже 90%. Университет постоянно проходит сертификацию системы менеджмента качества. В последний раз мы прошли инспекционный аудит системы менеджмента качества в соответствии стандартам ИСО 9001–2008 и ГОСТ 9001–2011. Аудит проводил международный холдинг по аудиту и сертификации DQS.

Остановлюсь ещё на двух моментах. Есть приоритетные направления развития науки и техники. По этим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики у нас семь направлений бакалавриата, пять магистратур и одного специалитета.

Сейчас очень большое внимание привлечено к педагогическому образованию. Здесь наш университет участвует в качестве соисполнителей в двух проектах по модернизации педагогического образования. Первый — в рамках сетевого взаимодействия с Российским государственным педагогическим университетом имени Герцена и Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Второй проект — с Национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики.

Есть свой факультет дополнительного профессионального образования, и мы собираемся лицензировать там дополнительные специальности. Мы пошли по пути профессионального обучения рабочим профессиям. В 2017 году это были оператор пульта управления, дробильщик, дозировщик, машинист насосных установок – всё по заказу Быстринского ГОКа.

В 2017 году университет провёл вузовский отборочный чемпионат WorldSkills по таким компетенциям, как «Программные решения для бизнеса», «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах». Победитель в первой компетенции принял участие в финале чемпионата в Москве и вошёл в десятку лучших.

Мы открыли региональный центр инклюзивного образования. Более того, мы вошли в движение «Абилимпикс», я вхожу в экспертный совет этого движения. У нас учится порядка 60 людей с ограниченными возможностями, для которых созданы специальные условия обучения. Работой в этом направлении мы занимаемся в связке с Москвой, ресурсным центром в Сибирском федеральном округе на базе Новосибирского государственного технического университета. У нас часто проводятся международные видеоконференции по проблемам инклюзивного образования. Мы проводим различные мероприятия в целях содействия физическому, духовному развитию и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Есть, конечно, недовольные — всем не угодишь

- Выборы ректора уже стартовали. Намерены побеждать и работать ещё пять лет?

- Желание такое есть. Но что значит — хочу, не хочу? Во-первых, отдано достаточно много сил, поэтому бросать всё на полпути — не по-мужски и не серьёзно. Поэтому, конечно, я буду участвовать в выборах ректора. Я бы, может быть, задумался 20 раз, если бы действительно было то, что хотят преподнести противники – есть, конечно, недовольные, всем не угодишь. Но идёт выдвижение, в которое я не вмешиваюсь. Каждый факультет скажет своё слово.

- Конкуренция будет?

- У нас всё демократично — хотите, выдвигайтесь. Какой-то жёсткой конкуренции я не ожидаю, потому что время очень непростое, чтобы идти на этот пост, тем более, не имея серьёзного опыта. Конкуренция будет, альтернатива обязана быть, но какой-то жёсткой борьбы я не ожидаю. Тем не менее, всё равно есть определённый рубеж. Это и хорошо, с точки зрения отсутствия нервотрёпки; и плохо, потому что надо подумать, а кто за тобой придёт?

- Давайте вернёмся к объединению, которое на самом деле было не объединением, а присоединением педагогического вуза к ЗабГУ.

- Юридически это было присоединение, есть приказ минобра, но я никогда нигде публично слово «присоединение» не говорю, потому что я считаю, что надо уважать педуниверситет. Не мы придумали присоединить педуниверситет к ЗабГУ. Это было решение Министерства образования и науки РФ при согласовании с трудовыми коллективами обоих вузов. На тот момент времени это было политически правильное решение, потому, что получилось много плюсов.

Даже когда мы говорим, что сегодня мы претендуем на статус опорного вуза региона, которым мы и являемся, там есть одна позиция: студентов-очников должно быть не менее 10 тысяч. Мы сегодня не дотягиваем до этого показателя. Тем более по требованиям, которые ужесточаются из года в год, нам бы пришлось несладко.

- Я так понимаю, что 10 тысяч — это концепция, в соответствии с которой в единственном крупном региональном вузе должно быть 10 тысяч студентов на 1 миллион населения?

- Я всегда стою на том, что к таким вещам надо подходить с учётом особенностей регионов. В России не может быт одинаковых условий. Нельзя сравнить Новосибирск, Читу и Чукотку. Но, к сожалению, пока требования единые.

- Не кажется ли вам, что объединение всё-таки привело к тому, что бывший педагогический вуз оказался на вторых ролях?

- Нет.

- Не кажется ли вам, что люди всё-таки там обижены?

- Нет.

- Часто вы с ними по душам об этом говорите, когда они могут вам говорить правду?

- Я в первую очередь общаюсь с руководителями. Сегодня уже понятно, что ничто не пострадало. Даже слово «присоединение» никогда не звучало. Среди руководителей половина проректоров – из педуниверситета. Но это не из соображений политкорректности половина тех и тех — я подбирал людей по деловым качествам.

- То есть вы можете говорить о том, что в руководящем звене нет деления на бывший «политен» и на «пед»? Это единый коллектив?

- Единый. Я могу сказать, что коллектив единый и в своей преподавательской массе. Есть один коллектив, он работает. У него единые проблемы, более того, за эти пять лет сложились единые цели.

- Вы считаете, что педагогическое образование не пострадало после объединения ни в коей мере?

- Нет.

Надо идти в школы и готовить для себя абитуриентов

- Что происходит с количеством студентов, которое вы берёте на специальности, выпускающие учителей? Сократилось ли оно за эти годы?

- Оно практически осталось то же самое, но радует то, что впервые за два года появился конкурс на дошкольное образование.

- То есть проблемы с количеством выпускаемых учителей нет?

- Есть.

- С чем она связана?

- Во-первых, мало кто доучивается по объективным причинам. Во-вторых, в школу не идут.

- К чему это может привести в среднесрочной перспективе?

- Это же колесо — кого мы приняли на педспециальности, выпустили, он ушёл в школу. Если он с тройки на тройку перебивался, он точно так же учит школьников, и пошло-поехало.

- У вас, как у гражданина, не вызывает это опасений за будущее?

- Естественно, вызывает. Тут есть определённое решение — нужно идти в образование. Как пример — наш лицей. Плюс, у нас функционируют лицейские классы. Плюс, мы нашли такую форму профориентации, как энергоклассы. То есть, надо идти в школы и готовить для себя абитуриентов. Все понимают, что сегодня преподавание в школе вызывает вопросы. По математике ещё что-то дают, потому что ЕГЭ, а по физике совсем плохо.

- Ну, всё, что не ЕГЭ — вызывает вопросы.

- И то в математике сделали очень плохую вещь — поделили её на базовую и профильную. База тебе для аттестата, а профиль — для поступления в вуз. Естественно, выберут базовый уровень. Это беда. Но это беда государственная. Она уже давно существует. Я заканчивал среднюю школу в 1976 году. Мы сдавали семь экзаменов, и успевали и в футбол гонять, и на танцы бегать. Хорошо, пусть сейчас ЕГЭ, но сделайте вы ЕГЭ по тем предметам, которые нужны. Если мы говорим об инновационной экономике, то давайте ЕГЭ по физике введём. И хочешь не хочешь, школы будут вынуждены готовить. А сегодня этого нет.

- Количество бюджетных мест в вузе сокращается?

- Нет. Однозначно.

Средняя зарплата в вузе – 192% к средней по региону

- Что происходит с зарплатами преподавательского состава? Очень много недовольств на эту тему.

- Всегда бывают недовольные. Но по зарплате картина такая: в 2013 году среднемесячная зарплата по году была 34,5 тысячи, и это составляло 128% по отношению к средней региональной зарплате. В 2014 году средняя зарплата — 42 тысячи и 144%. В 2015 году — 43,4 тысячи и 160%; 2016 год — 42,7 тысячи рублей и 149,9%; 2017 год — 42,1 тысячи рублей и 141%. Средняя зарплата за январь 2018 года составила 60,9 тысячи рублей или 192% к средней по региону.

- Вы верите, что у вас люди реально получают такие деньги?

- Верю. Это же средняя цифра. Кто-то больше получает, кто-то — меньше. На январь у нас 559 преподавателей. И размер заработной платы каждого зависит от его активности, сюда входят и оплата научной деятельности, написание статей, участие в различных направлениях работы вуза. Это не обман, это такая система. Конечно, было бы правильно, если бы мы играли не по кругу, а от оклада. А тут начинаются проблемы.

Средняя зарплата в январе у деканов составила 100,5 тысячи рублей, у заведующих — 95,5 тысячи рублей, у профессуры — 72,6 тысячи рублей, доцентов — 55,6 тысячи рублей, у прочих — 41 тысяча рублей.

- В средних значениях откуда просадка в 2017 году?

- С 2015 года нас перевели на нормативно-подушевое финансирование. Это привело к тому, что нас начали меньше финансировать. А у нас два источника — бюджетное и внебюджетное финансирование. Во внебюджетном финансировании у нас всё чётко, мы железно из года в год собираем одну и ту же сумму примерно. А с федеральным финансированием начались проблемы.

- Почему?

- Во-первых, падает общий контингент студентов. С другой стороны, даже под фактический контингент, который есть, под министерские нормативы за три года не хватает 123 миллионов рублей. Мы ведь должны выполнять майские указы президента. Как их можно выполнить? Мы считали. При таком финансировании надо сократить примерно 200 преподавателей. Но это же нереально, во-первых. А во-вторых, это для жителя Читы обернётся большой проблемой — куда пойдёт преподаватель? Поэтому выкручиваемся как можем, вот и получился такой провал. Сейчас немного подтянули ресурсы, немножко министерство подбросило. Декабрь-январь мы вышли на нормальный уровень, постараемся и дальше планку держать. С 1 февраля мы повышаем оклады преподавателей на 20%.

- Из информационного поля, кажется, исчезла тема взяток.

- Исчезла.

- Это последствия каких-то принятых усилий?

- Разумеется. У нас есть целая программа, работа ведётся постоянно.

- Насколько вуз выдерживает необходимое количество докторов, кандидатов наук?

- Сто процентов.

- Есть с этим проблемы?

- Нет.

- Приходится химичить?

- Нет.

- Совершенно нет?

- Абсолютно нет. За 5 лет в университете защищено 186 диссертаций, из которых на степень доктора наук — 29, кандидата — 157. В том числе нашими вузовскими сотрудниками — 24 докторских и 111 кандидатских в разных советах.

- Соглашаются ли доктора на управленческие должности?

- Конечно. Тем более, у нас есть очень молодые доктора, которым до 40 лет.

Если будет реинкарнация «Энциклопедии», университет готов в этом участвовать

- Что произошло с «Энциклопедией Забайкалья» (сотрудники научно-редакционного центра (НРЦ) «Энциклопедии» уволились в конце 2017 года, фактически проект закрыт – А.К.)?

- Это был замечательный, хороший, интересный проект, вопросов нет. Он перешёл к нам от педуниверситета, мы его приняли, поддерживали. Последние год-два краевого финансирования не было. Работа велась. Сотрудники редакции «Энциклопедии» во главе с Дроботушенко сидели на зарплате (Наталья Дроботушенко – бывший руководитель НРЦ — А.К.). Зарплата небольшая, но больше платить невозможно. Поэтому люди приняли решение. Мы долго обсуждали эту тему. Ну, раз проект не идёт, надо его сворачивать. Разошлись мы по-человечески. Видимо, проект в таком формате себя изжил.

- Вам не жалко?

- Жалко.

- Так а зачем закрыли? Не было финансовых ресурсов?

- Только из-за этого. Может быть, там надо было менять формат. Книги, которые они издавали, до сих пор лежат во многих местах и уже не расходятся.

- Дело ведь не только и не столько в книгах, а в информации, которую они смогли собрать и обработать.

- Может быть электронный формат надо было задать. Разговор был и с редакцией, и с губернатором. Если будет реинкарнация какая-то этого проекта, университет готов в этом деле участвовать.

Разгореться гражданской войне было легко

- Зачем иняз влили в филфак?

- Это было до меня.

- Вам не кажется, что было бы хорошо иметь отдельный факультет иностранных языков? Это же в том числе и статус.

- Первой задачей объединения я, как ректор, себе ставил недопущение разборок и склок между двумя коллективами. Люди должны психологически привыкнуть к ситуации, поработать. Потому что культура университетов была абсолютно разная, подходы разные. Разгореться гражданской войне можно было легко. Этот период уже прошёл. Недовольные есть с обеих сторон, в этом нет ничего плохого. Но следующий этап, к которому мы подходим, и который надо будет реализовывать, — это изменение внутренней структуры, омоложение кадровой политики. Этот этап будет однозначно. Другого выхода нет.

- Чувствуете, что больше 80% выпускников школ хотят уезжать из региона?

- Чувствую. По составу абитуриентов.

- Это приводит к сокращению количества очников?

- Нет. Это, скорее, сказывается на качестве. Почему один из показателей мониторинга — это средний балл ЕГЭ? Зачем его вузам включили — непонятно. И этот показатель мы не дотягиваем до порога в 60. У нас 56, и он тяжело даётся. Как пример, наш лицей, который выпускает самое большое количество медалистов в Забайкальском крае. Думаете, что многие к нам идут? Они уезжают отсюда! Особенно, если у родителей есть возможность. Они переезжают в Иркутск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москву.

- А к вам приезжают из других регионов?

- Из Бурятии. Небольшое количество.

- Вы говорили про материальную базу. У вас есть новое общежитие, и есть старые общежития педа ещё.

- На Журавлёва, 55, Чкалова, 131 - по сути, это тоже жилой дом. Там постоянно идут текущие ремонты. Там нужен капитальный ремонт. Но капитальный ремонт — это отдельный разговор. В вузе большое количество объектов недвижимого имущества, и всё это требует поддержания, содержания. Общежития, в том числе.

Корпус на Чкалова, 140, требует огромных денег. Там фасад осыпается, но трогать его нельзя, потому что историческое здание. Актовый зал, который требует очень много денег, которых нет. Но мы с этой темы не сходим. Через министерство культуры мы снова попытались войти в программу. Про актовый зал и корпус на Чкалова никто не забыл.

- В структуре университета есть дублирующие направления, в частности, «Реклама и связи с общественностью». Что с ними будет?

- В конечном счёте что-то одно. Пока, чтобы не устраивать склоки, сохранили так, как есть.

- А что будет?

- Пока не готов ответить. Смотря какой факультет себя лучше проявит.

- Вы говорите, что количество бюджетных мест не сократилось, но совершенно точно известно, что на профильной для нас специальности – журналистике – количество мест рухнуло в разы.

- Если говорить о сумме, количество бюджетных мест не сократилось, а вот внутри специальностей идёт перераспределение. Куда даются бюджетные места без проблем — это инженерные специальности, педагогика. Естественно, урезается гуманитарный блок, и практически сводятся к нулю юристы и экономисты. Сохраняется сумма за счёт количества мест на инженерных и педагогических специальностях.

- Как вы относитесь к реформе образования, начатой Фурсенко и продолженной Ливановым?

- Мягко говоря, не очень. Начнём с того, что выхолостили все программы высшего образования. Раньше были нормальные на пять лет программы. Сегодня четыре года бакалавра, на ноль сведены практики, и он получает высшее образование, идёт на работу, а что он знает? Следующий этап — магистратура. В магистратуру, например, по направлению энергетики может поступить бакалавр с любым образованием. Это вообще нелогично. Третий уровень образования — аспирантура. С занятиями, лекциями. Цель аспирантуры — написать диссертацию. Зачем тебе ходить, как школьнику? Когда работу будешь писать? Причём, по-новомодному, диссертация не обязательна. И самая главная беда сегодня — это финансирование. Если бы было адекватное финансирование, то снялся бы вопрос по зарплате. Если брать внебюджет, у нас 75% общего бюджета уходит на зарплату и налоги. Процентов 10 — это коммуналка, которая растёт. Около 5% - это связь, охрана, уборка. И оставшиеся 10% - на развитие. Эта проблема сегодня уже звучит открыто.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления