Город «Подписка о невыезде» «Подписка о невыезде»: Чита может стать выходом из зоны комфорта

«Подписка о невыезде»: Чита может стать выходом из зоны комфорта

Сибирь для них – место, где самые гостеприимные люди, самые добросовестные студенты и царит английская атмосфера.

Умением говорить одинаково хорошо на нескольких языках могут похвастаться далеко не все. Для этого не обязательно заканчивать школу в Лондоне или жить за границей, такие люди есть и в Чите. Сибирь для них– место, где самые гостеприимные люди, самые добросовестные студенты и царит английская атмосфера. В проекте ИА «Чита.Ру» «Подписка о невыезде» - директор языкового центра «To Speak» Юлия Голобокова.

Спасибо Бритни Спирс

- Откуда появилась идея – связать жизнь с языками?

- Это звучит смешно, но спасибо Бритни Спирс. В детстве я жила в посёлке Новокручининский и не задумывалась об изучении языков. Я легко запоминала английские слова и до 9-го класса переводила тексты интуитивно, получала хорошие оценки на уроках за счёт своего словарного запаса. Когда приехала моя сестра из Иркутска и показала мне, что может петь песни Бритни Спирс, то я целенаправленно пошла с мамой в магазин за кассетой певицы. Помню - купили кассету «Oops, I did it again» и всю зиму я слушала её, а русскими буквами записывала слова песен. Когда приехала сестра, я первым делом решила показать, на что способна, но она уже привезла с собой тексты песен полностью на английском, а так как сдаваться я не собиралась, то пришлось приступить к изучению языка уже всерьёз.

В 2007 году я поступила в наш университет на специальность «Регионоведение Северной Америки», а когда закончила ЧитГУ, сразу же помахала Чите рукой и поехала в Новосибирск. Со мной были ещё две девушки, которые решили сменить место жительства. Тогда нам казалось, что мы как героини фильма «Москва слезам не верит» - выехали с абсолютно разными целями, чтобы покорить новый город. А я ехала и даже не знала, кем буду работать. Но город родным не стал, через полгода я вернулась в Читу. В поисках заработка подала объявление о репетиторстве, но мне позвонила девушка с предложением купить школу иностранных языков. В Новосибирске я работала в подобной, но, скажу сразу, – там преподавателям платят не так много, как у нас. В итоге я взвесила все за и против и решила попробовать. Так и началась моя история с “To Speak”.

- Возникали сложности, чтобы раскрутить школу в Чите?

- На английский идут, сложнее с другими языками. Несмотря на то, что я американист, я не люблю слово «бизнес», а люблю слово «предпринимательство» - от слова предпринимать, организовывать. Сама я страдала, когда не могла учить итальянский. Учила по словарям, но это не совсем верный подход. Когда нашла в городе преподавателя, процесс пошёл совершенно иначе. Я хочу, чтобы люди изучали разные языки, и искренне удивляюсь, когда человек раздумывает – идти ему или не идти на курсы. Есть же возможность, есть преподаватель! Как этим не воспользоваться? Поэтому самое сложное - это расширить границы в сознании людей и дать понять, что тебе нужен не только английский – ты попробуй изучить что-то другое.

- А уровень качества образования в местных вузах отличается от других городов?

- Я на самом деле горжусь той базой, которую мне дали в университете. На Олимпиаде в Сочи я работала волонтёром в команде сопровождающих одного из министров Канады. Процентов 60% волонтёров были из МГИМО, и я не скажу, что мы, ребята из периферии, уступали им по уровню знаний. Например мне довелось сравнить учебный план моей специальности с таким же в Казани, и у нас готовят намного интенсивнее. Я нисколько не пиарю педагогов ЗабГУ, но они, действительно, очень хорошие. Хорошо ставят фонетику, за что отдельное спасибо Соловьёвой Ирине Николаевне. Например когда я была на практике в США американцы отмечали что у меня далеко не русское произношение, а это приятно и значимо для меня. А вообще всё зависит от самого студента, первые два года ты упорно сидишь у магнитофона, слушаешь по несколько раз записи, как тогда в детстве, записываешь, но потом уже проще.

- Когда вы начали преподавать язык и получать от этого деньги?

- Студентам всегда нужны деньги, и уже начиная с третьего курса я стала заниматься частным преподаванием. Первая моя ученица вообще была преподавателем истории, мы до сих пор хорошо общаемся. До пятого курса я занималась репетиторством, а когда писала диплом – пошла на стажировку в детский центр и начала преподавать детям. С ними, конечно, сложнее: кажется, что они ничего не запоминают и совсем не слушают тебя. Но приходят на следующий урок и выдают тебе всё, что им рассказали.

Мне нравится преподавать, через английский можно узнать и научить других чему-то новому. Забавно наблюдать, когда ученик читает интересный текст или отрывок об истории, экономике, культуре и искренне удивляется: «Ну, надо же, я не знал». Или помню, как мы со студентами смотрели ролик «Попробуй что-то новое в течение 30 дней». И тогда на уроке мы поспорили, что я каждый день буду выкладывать в соцсетях фото о своём прошедшем дне. Я, кажется, уже проспорила.

- В Чите ещё можно удивить тем, что знаешь язык?

- Если говорить про Читу, то да, можно. Вместе с этим я испытывала большой дискомфорт, когда была в Европе. Мои друзья знают по пять-шесть языков, я же знаю английский, понимаю немецкий. Лучше дела обстоят с итальянским, но вот когда при мне говорят на французском или скажем испанском, я ничего не понимаю и впадаю в панику. В последнее время всё чаще поглядываю в сторону китайского, я уже начинала учить его с нашими преподавателями, но пока дальше «Нихао» не продвинулась.

- Сложно в Забайкалье найти преподавателя, который обучит, например, испанскому?

- Я испытываю кадровый голод, тем более что сегодня спрос на изучение языков увеличивается. Как правило, ко мне приходят преподаватели по рекомендациям, но чаще всего педагоги не того, нужного мне, уровня. К сожалению, по закону нельзя указывать возраст, но я убеждена, если педагог проработал 20 лет в школе, то он не сможет перестроиться и присоединиться к нашей команде, поэтому многим кандидатам я отказываю уже на уровне просмотра резюме. В университете на неязыковых специальностях преподавателю не приходится мотивировать студентов, так как они учатся для оценки, а не для знаний. Это тоже не подходит для языковой школы.

- Приходится испытывать голод в поисках хороших учеников?

- Я горжусь такими русскими, которые приезжая за границу, не крутят пальцами, а стремятся излагать свои мысли на языке страны, в которую приехали. Это, прежде всего, уважение к культуре страны и к самому себе. У нас, например, обучаются люди разных возрастов, есть группа и пенсионного возраста, которые приходят к нам «чтобы мозги не зачерствели». Я люблю таких студентов, мне нравится работать с теми кому за 30 или даже больше 50.

Самое сложное в нашей профессии, на мой взгляд, - разрушить страх людей. Многие говорят «я не могу учить, не получается». Педагог же должен мотивировать людей на изучение языка. С одной стороны, это глупо – ведь если приходят на занятия, значит, им это надо. Но, с другой стороны, я понимаю, что преподаватель должен быть психологом. Именно учитель должен сказать, что первый месяц мозг просто привыкает к большим нагрузкам, к новым словам и структурам, поэтому и учить сложно. Всё получится.

Мы со студентами дружим, можем отметить вместе День Благодарения или Рождество. Постоянно проводим встречи разговорного клуба, где в неформальной атмосфере практикуем разговорный язык. Взрослым людям не хватает чего-то детского, поэтому хочется сделать обучение максимально комфортным. Я, например, люблю делать что-то руками, но объективно плохо с этим справляюсь. А наши преподаватели – кто-то рисует, кто-то поёт, кто-то вообще актёр в прошлом. Вот я и прошу их научить меня чему-нибудь.

Все мы люди добрые

- Помимо изучения и преподавания языков, есть ещё увлечения?

- Мне многие говорят, что я могу взяться за огромное количество дел сразу и не доделать их, оставить на потом. Каждый год у меня бывает период, когда я хочу заниматься танцами, сейчас решила уделить этому больше времени. Важную часть моей жизни занимает движение Ротари. Вот уже семь лет как состою в Ротаракт клубе и опять-таки оказалась там из-за английского языка. Я училась на втором курсе, и до меня дошла информация, что к нам впервые приезжают американцы. Я пришла к заведующей кафедре и узнала, что это инициатива Ротари клуба. Тогда Мишель и Гранд приезжали по ротарианской программе обмена школьниками. Вместе с моим одногруппником мы придумали проект «Travel Adapter» – адаптация иностранцев к путешествиям по России. Мы преподавали нашим американцам русский язык, рассказывали историю страны и Читы, показывали достопримечательности нашего города и стали лучшими друзьями. Ребята даже второй приезжали в Россию, заезжали и к нам в Читу.

Я убеждена, что все люди добрые. Но кто-то может взять и помочь, у кого-то просто нет возможности или времени, а есть те, кому наоборот нужна помощь. Мне же нравится помогать сводить эти ниточки. Кроме возможности творить благие дела Ротаракт клуб даёт тебе самых верных друзей, также это и развитие себя, ведь глупо чем-то заниматься, если это не приносит тебе удовольствие. Из года в год я наблюдаю колоссальный рост членов нашей организации – здорово видеть, как человек превращается в серьёзного и уверенного в себе мужчину из ничего не смыслящего в жизни мальчишки.

- А Ротаракт клуб развит в Чите если сравнивать с другими городами?

- Да. Наш клуб один из старейших, в этом году нам исполнилось 16 лет. Сильные клубы есть в Красноярске, Кемерово, Новосибирске. Но везде наблюдается одна и та же ситуация – все мы вовремя не успеваем подготовить себе смену, а сила и мощность клуба зависит от деятельности, а не от количества. В своё время мы много спорили на эту тему, и я по-прежнему считаю, что иногда и вдвоём можно делать по-настоящему сильные проекты, какие порой не получается реализовать большой группой людей.

Суровые милые сибирские парни

- Что вам нравится в Чите?

- Люди. Несмотря на то, что многие говорят «ой, у нас грубые люди», я убеждена – нам попадаются те, какой ты сам. Если ты грубиян, то обязательно нарвёшься на грубость.

Чем суровее условия, тем гостеприимнее люди. Есть американские улыбки – они ненастоящие, хотя не скрою, что приятнее, когда тебе в магазине не просто кинут сдачу, а спросят, как дела, и мило пообщаются, пока выходит чек. Да, пусть это будет не глубоко искренняя улыбка, но она и не была с пожеланием зла. Однако, нам русским не нужно думать, что если человек улыбается, ему срочно нужно открывать свою душу, как иногда бывает у меня.

Наши сибирские парни надёжнее, и, если уж пообещали, то обязательно сделают. Сравнивая даже с Москвой или Санкт-Петербургом, я могу сказать, люди в Сибири – гостеприимные и уютные. Например, у нас в Ротаракте заведено, если у тебя гость – сам будешь спать на полу, но ему предоставишь лучшие условия. Помню как один раз в Питере нас, девочек с тяжёлыми сумками, отправили в хостел по скользким и слякотным улицами, что показалось нам, мягко скажем, не совсем правильным со стороны питерского Ротаракта. Так вот, даже студент республики Бурунди, чёрный, как ночь, и идеально говорящий по-русски был не в восторге от такого гостеприимства.

Одним словом, я считаю, что чем суровее условия, тем проще и быстрее находишь решение, и тем более открытым и добрым ты становишься для мира и для людей.

Я понимаю все реалии, знаю, что у нас есть, чего не хватает. Я не говорю, что Чита мне не нравится. Но, несмотря на любовь, есть за что и не любить этот город. Когда я впервые приехала в Улан-Удэ, решила зайти на их местное «Чита.Ру» и посмотреть, чем же живёт столица Бурятии, но когда я не смогла найти ни одного нормального информационного портала, то подумала, что еду в дыру. В итоге оказалось совсем наоборот. Помню, что в городе меня поразило количество театров – их там целых шесть. А количество танцующих людей? Это осенью я присутствовала на мастер-классе по танго, который давали танцоры из Аргентины. У нас в Чите очень слабо развита культура социальных танцев в том числе, сальса и бачата, но я рада, что ребята из наших танцевальных школ продвигают это направление, вот только с партнёрами как всегда беда. А в Улан-Удэ мы были на дне рождения танцевальной школы, и только там около сотни гостей свободно танцевали. У нас пока ещё не так.

Обидно сложившееся неправильное мнение, что Чита - дыра. Когда туристы приезжают сюда, понимают, что это совсем не так. Я с удивлением обнаружила, что в нархозе преподаёт женщина, которая приехала из Англии к нам и живёт в Чите. Не место красит человека, а человек - место. Для кого-то приехать в Читу, возможно, выход из зоны комфорта, новый этап.

- Есть желание уехать?

- У меня идея фикс – я хочу вывести свою школу на такой уровень, чтобы заниматься там было в радость, как в детстве. Не в арендуемых территориях, а в хорошем помещении, чтобы поиграть в теннис, дартс, выпить чая, полакомиться конфетками и чтобы была английская атмосфера. Хочу развивать не только клиентов, но и своих сотрудников. Преимущество отдаю сотрудникам с практикой, но и могу помочь им съездить на обучение.

К тому же я не прочь попробовать себя и в новом месте. Пока на прицеле Красноярск и Казань хочу там пожить и почувствовать, мои ли это города. Хочу выйти из зоны комфорта. В Чите можно остаться, я люблю её, потому что здесь много чего пока ещё нет, а значит можно придумать и развить, что выгодно с точки зрения предпринимательства.

А вообще страшно уезжать в новое место, потому что там нужно начинать всё заново. В английском это называется «challenge» - брось себе вызов. Уехать в другой город и попробовать новое – это и есть мой личный вызов, но пока я не определилась, когда и как.

Ирина Халецкая
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления