Город Наводнение в Забайкалье обзор Голодовка кормит дарасунских шахтёров – в обзоре событий недели

Голодовка кормит дарасунских шахтёров – в обзоре событий недели

У правительства края был год, чтобы проблему Вершино-Дарасуна решить без акций протеста. Но шахтёрам снова не платят.

Во вторник высказали своё недовольство из-за невыплаченных зарплат 25 шахтёров и устроили голодовку в администрации посёлка Вершино-Дарасунский. К вечеру их число выросло до 60, а к 25 июля их стало ещё больше – 73.

Общая сумма задолженности за май и июнь составила 35 миллионов рублей. Шахтёры добились своего – сначала им выплатили зарплаты за май, а потом и за июнь.

Пока шахтёры голодали, страдали один за другим и забайкальские дети: сначала двухлетний ребёнок выпал из окна в Новоорловском, потому что за ним недосмотрели пьяные родители. Мальчика в тяжёлом состоянии привезли в краевой центр медицины катастроф.

Через сутки случилась ещё более трагичная история: тело 1,5-годовалого ребёнка обнаружили сотрудники МЧС при тушении пожара частного дома в Ингодинском районе Читы. Мать, уходя на работу, оставила малыша под присмотром 12-летнего сына. Добровольцы объявили сбор средств на похороны ребёнка.

На этом трагедии не прекратились: в ночь на 29 июля на трассе Чита - Забайкальск при лобовом столкновении погибли ещё двое несовершеннолетних. Двоих детей из другого автомобиля доставили в больницу. В аварии погибли и двое взрослых.

В середине недели добровольцы и спасатели пытались найти пенсионерку, которая упала в реку Ингоду, когда проверяла уровень воды возле дачного кооператива «Мечта». Оперативный дежурный Забайкалпожспаса 27 июля сказал, что поиски женщины приостановлены, так как при поднявшемся уровне воды искать её бесполезно.

Паводки только немного стали сдавать свои позиции, как на край навалилась ещё одна проблема: грунтовые воды спровоцировали сель и оползень. Сель сошёл на участок трассы Чита — Хабаровск в 17 километрах от Читы, а оползень неподалёку разрушил дорогу к спорткомплексу «Высокогорье» в Чите.

1 из 5

Снятый с квадрокоптера оползень в районе «Высокогорья».

Екатерина Шайтанова: Спасение голодающих

Голодовка шахтёров в Вершино-Дарасунском сорвала покров с забытой за год истории - власти региона так и не поняли, что делать с проблемным рудником, и дело не ушло дальше инициатив сенатора Степана Жирякова - легализовать «чёрных» золотодобытчиков на федеральном уровне.

В Вершино-Дарасунском, где вообще-то золото роют в 100 метрах от трассы, проходящей через посёлок, ситуация с промышленной добычей патовая: после прошлогодних акций протеста градообразующее предприятие не без поддержки краевого правительства в прошлом году купила компания «Урюмкан», но не вывезла.

Бизнес-плана, по словам источника «Чита.Ру» в минэкономе края, у проекта так и нет, и единственный быстрый путь решения проблемы, снова в полный рост вставшей в этом июле и с учётом слова «голодовка» немедленно выскочившей на федеральный уровень - просто залить её деньгами. Что и было сделано: шахтёры в 4 дня получили две зарплаты, отпускные, расчёты и разошлись. С тем, чтобы снова начать голодать в любой непонятной ситуации.

Вообще, у правительства края было время для того, чтобы проблему Вершино-Дарасуна решить как-то по-другому, без акций протеста, но как его провели - снова показывают голодающие шахтёры.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

С момента создания рабочей группы по стабилизации обстановки в посёлке, например, прошло больше года. «Подчёркиваю, что работа по стабилизации ситуации на руднике проводится на постоянной основе. Утверждён план действий, включающий мероприятия в сфере охраны труда работников рудника, нормализации ситуации на предприятии, здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и дорожной деятельности в поселении. По всем мероприятиям, находящимся на особом контроле губернатора, определены сроки и ответственные лица за их исполнение. Всего запланировано 39 мероприятий, из них 11 выполнено, 24 находятся на исполнении», - говорила глава региона в 2017-м.

Вот как комментирует историю этого июля пресс-служба правительства (комментариев главы региона-2018 пока не было): «Вы выходили на Дарасунский рудник? Ведь это предприятие негосударственное и там капитала нашего нет. Вам нужно поговорить с руководством компании «Урюмкан» и узнать, как они собираются работать. Мы можем комментировать сотрудничество с ними, а работа компании – это их работа. Новиченко может говорить только за работу минэкономразвития, а определять, как дальше будет работать компания «Урюмкан», он не может – у него нет такого права. Официальную позицию он уже озвучил».

С учётом скорости, с которой в голодовку погрузился директор рудника, а также отсутствия у предприятия долгов по налогам, деньги на которые при должной организации процесса можно было пустить на зарплаты, нельзя не исключать тот факт, что ситуация смоделирована намеренно. Для того, чтобы заставить «Промсвязьбанк», кредитующий рудник, выдать деньги, пусть и с нарушением кредитного договора - хотя бы за два месяца. Что будет с зарплатой за июль, который заканчивается через два дня, снова не угадаешь. Пока шахтёрам удалось заставить правительство включиться в диалог с банком и полететь в Москву для обсуждения с банком реструктуризации долга.

Андрей Козлов: Мыши городской администрации. И кот?

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) региона 25 июля в присутствии главы МЧС России Евгения Зиничева пригрозила сити-менеджеру Читы Олегу Кузнецову помочь с «кадровыми выводами» после июльского паводка. «Пора вам уже сделать выводы не просто идеологического, а конкретного кадрового и управленческого характера. Не можете сами - поможем. У нас здесь сегодня присутствует прокуратура и другие компетентные ведомства», - сказала Жданова.

Наталья Жданова

Глава региона отметила, что вся работа краевого штаба по ликвидации ЧС «была перечёркнута» на встрече жителей затопленной улицы в Ингодинском районе города с Зиничевым и полномочным представителем президента в Сибирском федеральном округе Сергеем Меняйло. На месте читинцы пожаловались чиновникам на плохую работу местной администрации, ну а вообще, надо полагать, на всю власть вместе с Зиничевым, Меняйло и тем, кто их на эти должности поставил. Но Жданова, понятно, считает виноватой муниципальную власть, и потому вот Кузнецову могут помочь сделать кадровые выводы.

Даже если отодвинуть в сторону неуёмное желание регионального правительства свалить всю вину за происходящее на муниципалитеты, всё равно весьма очевидно, что лето 2018 года подталкивает к тому, чтобы начать революцию в мэрии Читы. Поскольку не очень понятно, кому её начинать — глава города Анатолий Михалёв вроде как избран всенародно, делегировавшая его в 25-й раз во власть партия в регионе фактически не имеет руководителя, а жители округа, по которому Михалёв избран, вряд ли готовы к отзыву своего избранника, даже если вокруг них предпринять какую-то активность.

Анатолий Михалёв

Без сноса с поста Михалёва всё это не имеет особого смысла, потому что Кузнецов — сошка, пусть и значимая в системе городской власти. Нужно ведь не просто снимать с должности того же сити-менеджера, а менять систему. Это, во-первых, гораздо сложнее, а во-вторых, накануне зимы просто опасно. Шут его знает, что сделают те, кого поставят вместо Михалёва с Кузнецовым — эти-то такие, сякие, но уж зиму переживать с горем пополам научилась, а коммунальные катастрофы в морозы — это едва ли не основное пугало для региональной власти, особенно при слабом министерстве территориального развития.

Тем не менее, риторика Ждановой и, так скажем, политтехнологические изыскания её подчинённых говорят о том, что дни Кузнецова сочтены. Михалёва не очень понятно, как оттуда выковыривать, а с Кузнецовым можно особенно не церемониться — человека не выбирали, а просто назначили. Проблема, как всегда, с тем, кто его заменит. В городе уже пытались менять руководителя администрации — предыдущий губернатор Константин Ильковский однажды делегировал туда опытного предпринимателя Владимира Забелина, но он был чужим для михалёвской системы и вылетел из неё, как только из региона уехал Ильковский.

Владимир Забелин

Нет преемников у Кузнецова с Михалёвым и теперь. Преемников в клановых структурах типа той, что создана действующим главой города, не любят, потому что любой преемник — потенциальный противник, их принято быстро ликвидировать, окружая себя безропотной серой массой. Все эти чиновники, фамилии которых постепенно смываются из памяти, получают за свою безвестность и отсутствие инструментов для того, чтобы что-то менять, возможность неплохо зарабатывать и решать свои личные дела при помощи оплаченного налогоплательщиками административного ресурса.

Кроме Ждановой, всем этим заниматься некому — никакой другой власти в Забайкальском крае нет. Есть, конечно, главный федеральный инспектор, надзорные и правоохранительные органы, которые Жданова упоминала 25 июля, но они в это не полезут, и губернатор проблему забронзовевшего, косного и как следствие крайне неэффективного клана Михалёва будет вынуждена решать сама (ну или не решать — никто её не заставляет). Как бы сложно это ни было, какие бы барьеры губернатору ни пришлось преодолевать, для Натальи Ждановой это отличная возможность показать себя и продемонстрировать всем чиновникам и в городе, и в крае, кто здесь хозяин.

Потому что пока такое впечатление, что хозяина здесь нет.

Роман Шадрин: Работают профессионалы

Во время Большого наводнения оплотом разума и безукоризненной, чёткой работы должна быть, по идее, краевая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Образцом такой работы, при которой все участники процесса быстро и эффективно решают сыплющиеся с неба проблемы, избегая взаимных обвинений и вообще лишних слов, не имеющих отношения к результату.

Жданова: «Я хочу обратиться к забайкальцам со следующими словами. Никаких поводов для паники, тем более истерии, нагнетании страстей, абсолютно, нет. Ситуация находится под серьёзным, плановым, а не стихийным, контролем. Все, кто обязан эту ситуацию разрешать, участвуют в этом процессе. Полностью и профессионально исполняют свои обязанности».

Вице-премьер правительства Александр Кулаков Гидрометцентру: «Ваши прогнозы не сбываются! [...] Мне не важно, какие у вас посты, мне нужно получить прогноз, в каких реках ожидается наводнение заранее — хотя бы за сутки».

Мол, в гробу я видал принципы вашей работы и все грунтовые воды на свете, стелите-ка солому в том месте, где в следующий раз я рухну.

Председатель КЧС Забайкальского края Александр Кулаков

Кулаков главам районов: «Вы все отчитываетесь о готовности районов и поселений к паводкам. Вы рассказываете о готовности гидротехнических сооружений. Вы каждый год отчитывались, что всё у всех хорошо. На самом деле — конь не валялся ни у кого. По всем районам без исключения».

Конь? На КЧС?

Руководитель Сибирского регионального центра МЧС Сергей Диденко о том, что, кажется, занимает умы руководителей более всего: «Наезды на хорошо, грамотно, эффективно действующую власть должны быть наказаны».

Полпред президента в СФО Меняйло руководителю администрации Читы Олегу Кузнецову - рекомендует устроить на работу в горадминистрацию горожанку, недовольную качеством ликвидации последствий июльского паводка: «Возьмите её на карандаш, Олег Васильевич. Взвалите на неё весь тот объём работы, который делают власти. Пусть контролирует».

Жданова Кузнецову: «Пора вам уже сделать выводы не просто идеологического, а конкретного кадрового и управленческого характера. Не можете сами - поможем. У нас здесь сегодня присутствует прокуратура и другие компетентные ведомства».

Жданова: «Не надо нам с вами умничать, не надо ругаться, не надо нервно говорить. Свою звёздную болезнь можно проявить в другом месте: в кругу семьи, например, или на праздновании дня рождения или Нового года. Это мы для районов, для глав районов и для людей, а не они для нас. Наша с вами работа в этом и заключается: терпеливо, методично, изо дня в день повторять».

Алексей Малашенко: Будь протестующим где-нибудь в другом месте

Неспособность активистов всех форм и размеров добиться разрешения на протестные акции в центре Читы – лучший пример того, как законодательная, исполнительная и судебная системы могут работать в России на благо общей цели. В конкретном случае она, правда, не считается с интересами простых россиян: законодательная ветвь придумывает закон, создающий возможность отказывать в праве на митинги, исполнительная этой возможностью пользуется, а судебная закрывает глаза, даже когда причины запретов доходят до абсурда.

Всё, что остаётся протестующим в центре города - одиночные пикеты под присмотром

В столице Забайкальского края схема безотказно работает уже полтора года, и никто ничего не может этому противопоставить. Свежий прецедент – июльские попытки провести митинги и пикеты на центральных площадях города против федеральной пенсионной реформы. Члены общественного движения «Гражданская солидарность» и коммунисты подавали заявки для проведения акций на трёх площадях: Театральной, Ленина и Революции. На последнюю горадминистрация не пускает недовольных, потому что там обосновался цирк и паровозик для детей, а на двух первых ведутся реставрационные работы.

Оставим площадь Революции клоунам с дрессированными пуделями и посмотрим на два других варианта. Площадь Ленина сейчас закрыта частично – подрядная компания обнесла забором зону вокруг фонтана, при этом остальная территория осталась открытой. Именно поэтому Центральный районный суд Читы не воспринял всерьёз отговорку городских властей, которые отказали в согласовании пикета из-за этих работ. По словам активиста Марины Савватеевой, которая была на заседании, судья сказала, что сама ходит по площади и знает, где и какие работы там ведутся. Работники краевого суда по читинским площадям не гуляют, поэтому при обжаловании встали на сторону администрации. В итоге акция оказалась сорвана.

Что касается Театральной площади, то её никто в приличный вид пока не приводит, но повод не пускать протестующих нашёлся и там – площадь якобы нужна для предварительных работ по реставрации стоящего рядом драматического театра. Директор учреждения месяц назад говорил, что из-за этих самых работ на площади не сможет работать и ярмарка белорусских товаров. Но по факту она работает – не протестная же. В итоге все митинги проходят в посёлке КСК.

1 из 2

Подтверждением того, что нелепые отказы работают только тогда, когда это выгодно властям, служат стабильные праздники на площади Ленина. Ещё не было ни одного такого мероприятия, которое бы перенесли на другую площадку из-за ремонтных работ. Даже наоборот, праздники становятся дополнительным препятствием для проведения митингов.

Впрочем, как ни ругай чиновников, штампующих отказы в проведении протестных акций, сами они за собой вины, скорей всего, не чувствуют. Потому что система отлажена так, чтобы каждый её участник мог переложить ответственность за свои решения на кого-нибудь другого и не чувствовать личной причастности в подавлении общественников. Ведь на заводе, производящем снаряды, тоже никого не должно беспокоить, что ими убивают людей.

Алексей Малашенко: Сама сделай, раз такая умная

Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло через несколько недель после того, Забайкалье начало тонуть, нашёл время и прилетел в Читу, чтобы самому посмотреть на ситуацию. На одной из подтопленных улиц города его окружили недовольные жители, они обвиняли местные власти в плохой ликвидации последствий наводнения, а порой и в откровенном бездействии.

1 из 2

Сначала полпред был сдержан, хотя эти наезды со стороны читинцев не входили в культурную программу его визита. Но через несколько минут попыток разубедить людей Меняйло откровенно психанул – он распорядился устроить одну из жительниц затопленной улицы Пугачёва в городскую администрацию. «Возьмите её на карандаш, Олег Васильевич, – сказал он сити-менеджеру Олегу Кузнецову. – Взвалите на неё весь тот объём работы, который делают власти. Пусть контролирует». А следить за исполнением поручения должна сама губернатор.

Взвалить на одного человека все обязанности, с которыми не всегда справляется целая администрация – это, конечно, мощно. Сильное решение сильного политика. Вместо того, чтобы войти в положение пострадавших и хотя бы с пониманием их выслушать, Сергей Меняйло решил, что надо сделать наоборот. Почему тогда всего один человек? Почему бы не устроить в Чите день самоуправления и не загнать в здание администрации полсотни обычных читинцев? Пытаясь произвести впечатление на недовольных своим оригинальным подходом, Меняйло, как по мне, выставил в худшем свете только самого себя.

Жаль, что он приехал так поздно и не застал обращения главы региона Натальи Ждановой к своим министрам. Но ничего, я напомню: «Не надо нам с вами умничать, не надо ругаться, не надо нервно говорить. Свою звёздную болезнь можно проявить в другом месте». Касалось это, правда, общения с главами районов, но тут совет тоже уместен.

Читинку, кстати, в администрацию не устроили до сих пор. Вскоре после визита Меняйло женщине позвонили и пригласили на неизвестно какую должность, но дали понять, что рады ей не будут, да и сама она долго не продержится. Правильно – если хамить, то хамить уж на всех уровнях.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления