Политика 17 мгновений с президентом

17 мгновений с президентом

Наталья Николаевна и Владимир Владимирович предпочитали не афишировать время своих встреч, о которых окружающие узнавали только по факту. Виделись нечасто, всего-то несколько раз. Он был серьёзен, она – собрана и лаконична.

Наталья Николаевна и Владимир Владимирович предпочитали не афишировать время своих встреч, о которых окружающие узнавали только по факту. Виделись нечасто, всего-то несколько раз. Он был серьёзен, она – собрана и лаконична. Времени на улыбки не оставалось.

- Наталья Николаевна, вы хотите подготовить план развития региона, - сразу приступил к теме Владимир Владимирович. По крайней мере, так сообщается в стенограмме.

По правде сказать, программы развития в Забайкалье были всегда, при всех губернаторах. Развития не было. Ну, или было, но такое, что бюджетники нет-нет, и выходили бастовать. Жаловались на оптимизацию медики, а жители сёл тыкали заезжавшим перед выборами кандидатам в строку «смертность».

Любовь к Китаю

Три года назад, когда назначенный Владимиром Владимировичем Константин Константинович 7 месяцев носил почётное звание временно исполняющего обязанности губернатора, он также разрабатывал стратегию развития края. Правда, та кампания была мощнее и публичнее: общественные предложения, формировавшая программу развития комиссия, массивная работа десятков людей и планы до 2030-го, если не ошибаюсь, года. В каких местных кислотах эта программа успела раствориться – неизвестно. Теперь вот создают новую. Тогда же, кстати, общими многомесячными усилиями разработали бренд Забайкалья – багуловую ветку, которую Наталья Николаевна активно использует в своей предвыборной кампании сегодня.

- Есть план развития, да, есть такие идеи. Если можно, Владимир Владимирович, мы обращаемся к вам за поддержкой.

Идея заключается вот в чём: для того, чтобы выйти из той сложной финансовой и экономической ситуации, которая на сегодня, к сожалению, сложилась в крае, нужно предпринимать серьёзные действия, а именно, искать внутренние источники экономического роста, вообще перенастраивать всю систему, - сказала Наталья Николаевна.

Почти теми же словами обрисовывали положение региона все предыдущие врио и губернаторы, разве что три года назад это называлось поисками точек роста и созданием кластеров, теперь решили перенастроить систему.

- Мы думаем, что нужно разумно опираться на соседство с нашим приграничным соседом и более интенсивно, более активно выстраивать взаимодействие на региональном и на приграничном уровне, - продолжала Наталья Николаевна. - Для этого мы предлагаем разработать комплексный план развития Забайкальского края, который будет способствовать его социально-экономической стабилизации. Основой этого плана, предполагаем, может стать именно торгово-инвестиционное соглашение с нашим китайским соседом как раз в формате тех директив, которые провозгласили, и курса – поворот на Восток. То есть очень чётко выстраивается связка – интеграция России в АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, развитие российско-китайских региональных связей.

Если можно, мы просим взять этот проект под ваш личный патронаж, поскольку инвестиции без государственной поддержки, без политической воли руководителя государства вряд ли пойдут, - обратилась Наталья Николаевна к сидевшему напротив президенту. Проект нового плана социально-экономического развития региона нужно разработать до 1 июня 2017 года.

Всего год назад инициатива правительства Константина Ильковского сдать в аренду «нашим китайским партнёрам» 115 тысяч гектаров по цене 250 рублей за гектар на 49 лет вылилась в скандал федерального масштаба, митинги и пикет одного из боксёров Лихановых у крыльца краевой администрации в день пленарного заседания заксобрания. Сама Наталья Николаевна, будучи спикером парламента, обходила, помнится, брата Лиханова по запасному входу на Чайковского, 8. Тот был очень занят, выкрикивая её фамилию в числе «продающих родину», и не уследил.

Огромный резонанс приобрело и дело со сдачей в аренду лесов в нескольких районах китайским предпринимателям. Проект Амазарского целлюлозного комбината реализуется корпорацией «Син Бан» с 2004 года. «Новая газета», анализируя так и не запустившееся производство, писала, что компания много лет кормит край прожектами, успев вывезти через зимний переход Покровка – Логухэ самые ценные леса междуречья Шилки и Аргуни и незаконно отсыпав дамбу для сооружения 10-метровой плотины в русле реки Амазар — крупного притока Верхнего Амура.

Ещё одним призраком работы с инвесторами стала Могойтуйская промзона – пустующие новые здания, построенные посреди степи. На их возведение под предлогом развития отношений с Китаем были потрачены огромные средства. Тратятся они и сейчас – эту заброшенную махину нужно содержать.

Проектов было так много, что в одно время было сложно обсуждать что-то одно. Казалось, промышленная жизнь края забурлила.

В 2012 году компания «Евросибэнерго», дочка принадлежащего Олегу Дерипаски «Русала», совместно с китайской компанией «China Yangtze Power Company» - владельца крупнейшей в мире гидроэлектростанцией «Три ущелья» - заявила о желании построить на реке Шилка ГЭС. Проект обещал баснословные прибыли, правительство региона его активно поддерживало, не очень акцентируя внимание на том, что для его реализации потребуется затопить 23 села и огромную территорию лесов и степей, где обитали десятки видов животных и птиц. Проект разрабатывался ещё в 80-х годах и был признан неудачным, из-за широкого общественного резонанса в 2012 году его реализацию пришлось отложить.

Одним из самых последних предложений о взаимодействии с китайскими партнёрами стало предложение министерства регионального развития Забайкальского края о передаче России в постоянное пользование российских же пунктов пропуска, которые предприниматели из КНР должны были отремонтировать за свои деньги. Мягче, чем бредом, это не называлось даже в официальных комментариях.

В январе 2016 года руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко заявил, что правительство Забайкальского края создаёт преференции для китайских бизнесменов в ущерб своим, российским. Так, оно установило коэффициент расходов по охране, защите и воспроизводству лесов, применяемый при расчёте платы предпринимателям в размере 16,13 пунктов, что намного выше, чем ставка для китайских инвесторов, работающих на ЦПК «Полярная», то есть в проекте того самого Амазарского ЦБК.

Центр общественного мониторинга Общероссийского народного фронта по проблемам экологии и защиты леса направил в антимонопольную службу обращение с просьбой проверить законность постановления правительства региона об этих ставках. Итогов этой проверки во время подготовки материала к публикации найти не удалось.

В конце концов, на прошедшем в начале августа 2016 года торгово-экономическом форуме во второй день презентаций забайкальских инвестпроектов значительное число слайдов были на китайском языке, без перевода на русский. Это с учётом того, что на форум съехались не только представители Китая и Монголии, но и торгово-промышленных палат регионов России. Так ли заинтересовано оказалось Забайкалье в привлечении некитайских инвесторов?

Стабильность – наше всё

- С Минэкономразвития это обсуждали? - спросил Владимир Владимирович.

- Собственно говоря, побудительным фактором послужило наше общение с вашим помощником Андреем Рэмовичем Белоусовым. Именно он натолкнул нас на мысль – посмотреть тульский опыт. Мы ездили в Тулу не так давно, установили там взаимодействие со специалистами, и в том числе в общих чертах обсуждали на их уровне этот вопрос и эту идею, - тут же отреагировала Наталья Николаевна.

Президент пообещал обсудить это подробнее и спросил о положении в крае.

- Оно не простое, - начала врио губернатора, - но нужно отметить, тем не менее, что ситуация относительно стабилизировалась в настоящее время. На момент моего назначения, к сожалению, были допущены даже срывы выплат заработных плат.

В этот момент где-то далеко в Якутии поёжился Константин Ильковский.

- На сегодня удалось стабилизировать ситуацию. Мы закрыли вопросы по зарплатам, отпускным. Тем не менее ситуация остаётся напряжённой, Владимир Владимирович. Мы, ещё раз повторяю, видим выход из этой ситуации. Понятно, экономическая, финансовая поддержка федерального центра, понятно, поиск других ресурсов, тем не менее, конечно, понимаем, что нужно предпринимать очень серьёзные меры именно по стабилизации экономики и создавать условия для её развития, - пообещала Наталья Николаевна.

Правительство края, сказала она, определило четыре основных направления для развития: переработку древесины, горную отрасль, сельское хозяйство, плюс развитие въездного и внутреннего туризма. Сегодня выстраивается новая модель взаимодействия с бизнесом и инвесторами, подчеркнула Наталья Николаевна, чуть напустив туману на то, понимается ли под развитием бизнеса приоритет помощи российским предприятиям либо же просто сдача в аренду китайцам всего, что они смогут взять.

Вообще, если не считать разруху начала 90-х годов, то все перечисленные направления активно развивались в Читинской области во времена Советского Союза. Слава животноводов гремела по всей стране, по дорогам Забайкалья ездили новенькие автомобили, которыми премировались чабаны, строилась железная дорога, появлялись новые станции и города, а о мощности промышленных предприятий тех времён сегодня можно только мечтать. Работал огромный завод в Петровске Забайкальском, набирали обороты предприятия в Дарасуне, Краснокаменске, Балее, Сретенске, а читинский машиностроительный завод казался предприятием на века.

Поэтому развитие четырёх основных для Забайкалья отраслей – не новшество тех, кто сегодня находится у власти. Здесь вопрос в том, что при СССР главным инвестором в развитие нашей территории было государство. Именно оно было непререкаемым авторитетом и никакие другие инвесторы из-за рубежа не могли с ним тягаться по влиянию на экономику и ресурсы региона.

Сегодня ситуация совершенно другая: во главу угла давно встала самоокупаемость регионов. Наш до неё тянется – тянется, но не дотягивает, потому что набранные в советское время обороты растеряны в 90-е. Разобраны и проданы за бесценок в Китай. Для того, чтобы раскачать ту же промышленность, требуются миллиардные безвозмездные вложения, однако Москва разводит руками, указывая на возможности приграничной торговли и на призрачные внутренние ресурсы. Для Забайкалья сегодня это то же самое, что лечить дистрофика просьбами пополнеть за счёт неиспользованного организмом подкожного жира.

Несмотря на всё это, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, доктор исторических наук, профессор Виктор Ларин, комментируя агентству «Забмедиа.Ру» встречу Ждановой с президентом, назвал предложение сотрудничать с Китаем революционным.

«Сама идея – положить в основу комплексного плана развития Забайкальского края использование громадного потенциала соседнего Китая (инвестиционного, рыночного – «Забмедиа.Ру») – поистине революционна для нашего сознания», - вероятно, искренне заявил он.

Блажен тот, кто верует.

Краснокаменск

- На сегодня мы рассматриваем первые проекты, их около 20 для моногорода Краснокаменска, который недавно получил статус территории опережающего развития. Если всё получится, то думаем создать дополнительно 3–4 тысячи рабочих мест и привлечь около 30 миллиардов рублей, - доложила Наталья Николаевна.

Эти слова должны стать надеждой для краснокаменцев, которые в последние год - полтора говорят о том, что люди из города уезжают. Часть спешит в Читу, часть – в другие регионы. Судя по планам, рабочие руки в городе требоваться будут. Вопрос только в том, чьи: местных жителей или привезённых инвесторами работников.

- Завершается ключевой, наверное, инвестиционный проект по строительству Быстринского горно-обогатительного комбината. Нужно сказать, это, наверное, первый в полном смысле пример государственно-частного партнёрства на территории края с горно-металлургической компанией «Норильский никель», - рассказывала исполняющая обязанности главы региона президенту, который ещё в 2011 году обсуждал особенности проекта освоения юго-востока Забайкалья с руководством «Норникеля».

За кадром осталось то, что первоначальный проект предусматривал строительство не только железнодорожной ветки Нарын – Лугокан, но и автодороги, и двух крупных ГОКов.

По данным на 2011 год, объём финансирования проекта составлял 104,6 миллиарда рублей — 24,2 миллиарда за счёт средств инвестфонда и 80,4 миллиарда за счёт средств инвестора. В мае 2013-го, гендиректор компании Владимир Потанин обратился к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой отложить срок ввода Быстринского ГОКа с 2016 на 2018 год, а Бугдаинского — на 2023-й. Причинами для этого он назвал невозможность своевременного ввода участка железной дороги, отсутствие высоковольтной линии электропередачи для энергоснабжения строящихся объектов и снижение цены на молибден. Со временем и здесь появился след китайских инвесторов: в конце 2015 года компания из КНР договорилась с «Норникелем» о покупке 13,3% Быстринского месторождения в Газимуро-Заводском районе. Упоминалось, что китайские товарищи заинтересованы в 20-процентной покупке доли на предприятии.

- В этот проект уже инвестировано более 100 миллиардов рублей. Действительно крупный, серьёзный проект, и недавно вице-президент компании приезжал к нам в Читу, мы ещё раз обсудили вопрос завершения работ и окончательно договорились о том, что в четвёртом квартале 2017 года этот проект будет завершён и начнёт работать первая очередь этого комбината, - закончила доклад Наталья Николаевна.

- Хорошо, - отозвался Владимир Владимирович.

Лаконичность всегда была его козырным качеством.

Проверка или пиар?

Логично, что президент, назначивший врио губернатора в регионе, по истечении срока его полномочий спросит, что удалось сделать и к чему в последние месяцы пришёл край.

Да, удалось выплатить отпускные и не допустить просроченной задолженности по зарплатам. Но сделано это было в большей степени из-за федеральной помощи, потому что внутренних резервов у региона давно нет. Жданова предложила правительству России предусмотреть в законе о федеральном бюджете на 2017 год и до 2019 года включительно ежегодно перечислять Забайкальскому краю не менее 17 миллиардов рублей в качестве дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Изначально дотация для Забайкальского края на 2016 год составляла 8,8 миллиарда рублей. Позже 263 миллиона рублей удалось получить на выравнивание сбалансированности бюджетов и 2 миллиарда рублей – после встречи с президентом. В итоге получилось 10,5 миллиарда. По данным пресс-службы губернатора, заявленные 17 миллиардов рублей в год – это минимум, который необходим региону на бесперебойную выплату зарплат и социальных пособий.

Эта просьба стала единственной конкретикой с цифрами и сроками по итогам встречи с президентом. Единственным вопросом, решение которого можно будет увидеть в ближайшие месяцы. Проблема в том, что, если встречи Натальи Ждановой и Владимира Путина рассматриваются как промоакция ставленницы Кремля в рамках её избирательной кампании, то за положительное решение вопроса вряд ли кто поручится – окончательные цифры дотаций регионам станут известны в ноябре – декабре. А это опять ожидание порционной помощи, скрытая оптимизация всех возможных расходов и вера в то, что следующему губернатору Москва уж точно поможет.

В материал были внесены уточнения о передаче России пограничного пункта пропуска в постоянное пользование.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления