Общество Коллектор в законе

Коллектор в законе

Как с этого года будут регулироваться отношения коллекторов с должниками?

«Мне бы не хотелось, чтобы в материале фигурировала фамилия моей знакомой, – говорит читинка Вера Васильева, – всё-таки дети у неё хорошие, да и сестра тоже». С той женщиной читинка не общается уже около 10 лет, однако 2 года назад о ней напомнил телефонный звонок из банка. Оказалось, что при оформлении на себя кредита та указала в качестве контактного лица Веру Викторовну. Тогда женщина объяснила, что давно не общается со своей старой знакомой. В банке успокоились на полтора года, но в июле 2016-го звонки насчёт чужого кредита возобновились с большей настойчивостью.

«Словно я им должна что-то»

«Постепенно-постепенно звонки стали учащаться, стали очень часто звонить, – негодует собеседница. – Естественно, уже и разговаривать стали грубо. И дело до того дошло, что в ноябре и декабре они мне за день по несколько раз звонили. Я с ними по-хорошему, объяснить пыталась. Некоторые, конечно, даже благодарили, но потом всё наглее и наглее становились. Один раз женщина меня так довела – разговаривала со мной, как будто я преступница какая-то. Словно я им должна что-то».

С завидной регулярностью приходили читинке также от банка SMS-сообщения, которые Вера Викторовна до сих пор бережно хранит в телефоне. В конце декабря она решила, что с неё хватит этих навязчивых собеседников, и отнесла в прокуратуру заявление, которое затем было передано в службу судебных приставов. Именно приставам в прошлом году было на государственном уровне поручено контролировать взаимодействие банков и коллекторских организаций с должниками по кредиту. Но в полной мере этого сделать было нельзя, так как не было закона, регулирующего их деятельность. С 1 января этого года закон появился. И теперь он, объясняет Александр Клинцов, исполняющий обязанности отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Забайкальскому краю, ставит работу коллекторов в конкретные рамки.

Внимание, разговор записывается...

«В случае, если должнику звонит сотрудник коллекторской организации, 230-й закон чётко определяет, что должен в первую очередь сказать представитель этой организации. Он должен представиться, назвать свою должность, объяснить, от какой организации звонит, на основании чего он звонит, сообщить реквизиты кредитного договора – чтобы должник имел чёткое представление, с кем он разговаривает в данном случае. Коллектор в своей деятельности не имеет права вводить должника в заблуждение, пытаться каким-либо образом угрожать самому должнику либо членам его семьи и вообще пытаться вернуть эту задолженность, основываясь на каком-либо страхе должника. Эти действия являются незаконными», – поясняет Александр Клинцов.

Коллектор – это посредник между кредитором и должником, задача которого – уладить вопрос с погашением кредита до судебного разбирательства, обычно не обходящегося без дополнительных затрат. Так что его услуги (если они не выходят за рамки закона и здравого смысла) удобны как банкам, так и взявшим кредит гражданам. К слову, последним коллекторы теперь имеют право звонить не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не чаще восьми раз в месяц. Запрещено беспокоить должника ночью. Также в месяц коллекторы могут отправить одному лицу не более 16 сообщений. При этом сам должник теперь имеет право вовсе отказаться от коллекторских напоминаний. Особые требования новый закон возлагает и на сами компании, занимающиеся подобной деятельностью.

«Строго ограничен перечень лиц, которые могут осуществлять эту деятельность, – продолжает специалист. – Во-первых, заниматься работой с проблемной задолженностью могут юридические лица с действующими активами не менее 10 миллионов рублей и застраховавшие этот вид деятельности. Во-вторых, они должны являться операторами персональных данных в обязательном порядке. В-третьих, они должны иметь программное обеспечение, которое позволяет записывать на цифровой носитель в реальном времени все контакты с должником».

С введением обязательной записи разговоров, к слову, отпадут проблемы, с которыми забайкальцы сталкивались раньше. Например, в прошлом году в отделы читинской полиции поступило более 40 заявлений от горожан, которым звонки от коллекторов сопровождались откровенными угрозами. Но ни одного уголовного дела возбуждено не было.

Звоните, когда убьют

«В Уголовном кодексе имеется статья №119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», – поясняет оперуполномоченный управления уголовного розыска УМВД России по Забайкальскому краю Татьяна Довгань. – Необходимым признаком состава рассматриваемого преступления является реальность угрозы, то есть если действительно имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. Приведу такой пример: если сотрудник коллекторского агентства приходит к должнику домой, и между ними происходит конфликт, во время которого агент начинает замахиваться на должника палкой, топором, ножом или каким-то другим предметом, и при этом угрожает убийством, то, конечно, будет возбуждено уголовное дело по данной статье».

К счастью, ни одного подобного случая в Забайкалье не было. Вторая статья, за которую можно было бы отправить угрожающих по телефону коллекторов в места не столь отдалённые, в Уголовном кодексе стоит под номером 163 и называется «Вымогательство». Однако здесь обязательно требуется запись телефонного разговора, что и предусматривает новый закон о коллекторах.

На сегодняшний день по всей России имеют право заниматься коллекторской деятельностью 33 компании, три из них работают на территории Забайкалья. С ними всеми можно познакомиться в государственном реестре, размещённом на сайте Федеральной службы судебных приставов. К приставам же теперь стоит обращаться, если вы считаете, что коллекторы нарушают ваши права. В крае зарегистрировано пока только одно заявление, о котором мы уже написали выше, но по приведённым в нём фактам банк нельзя привлечь к ответственности, так как звонки поступали читинке до вступления закона в силу.

Недавно Веру Викторовну, после почти месяца передышки, вновь стали беспокоить коллекторы, на сей раз из Москвы. И теперь женщина планирует с ними разобраться окончательно, имея на вооружении новый федеральный закон.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления