Общество «Тщательнее, господа, тщательнее» - комментарии экс-главы Читинской области

«Тщательнее, господа, тщательнее» - комментарии экс-главы Читинской области

«Чита.Ру» собрало реплики Бориса Иванова, предшественника Равиля Гениатулина.

Феномен экс-главы региона, появившегося в комментариях на «Чита.Ру» около двух лет назад, заслуживает отдельного внимания: это единственный из первых лиц краевого уровня, воспринимающий комментарии как рабочий инструмент. Все остальные от них шарахаются и демонстративно презирают. Борис Иванов, которого на посту главы администрации Читинской области 20 лет назад сменил Равиль Гениатулин, комментирует, в основном, решения команды губернатора, её инициативы и ошибки, промышленность, отношения с федеральным центром и принципиально важные для региона события.

На вздорные вопросы не отвечает, но иногда передаёт приветы - функционерам из общего прошлого: главам районов, депутатам разных уровней.

«Отслеживаю ситуацию», - уточнил он для «Чита.Ру» свои действия.

Иванов Борис Петрович (родился 7.07.1941 года в городе Торопец Калининской области) - государственный политический деятель, советский партийный работник. Окончил Кемеровский индустриальный техникум и Всесоюзный финансово-экономический институт; работал мастером, преподавателем в профессионально-техническом училище в Новокузнецке Кемеровской области, в Новокузнецком райкоме ВЛКСМ, заведовал сектором Всесоюзных ударных комсомольских строек Кемеровского обкома ВЛКСМ, работал в кемеровских строительных организациях, был заместителем председателя исполкома Кемеровского городского Совета, председателем плановой комиссии исполкома Кемеровского областного Совета народных депутатов. В 1990 году приехал в Читу на должность начальника Главного планово-экономического управления и первого заместителя председателя исполкома Читинского областного Совета. В апреле 1991 года избран председателем Читинского облисполкома, в ноябре - назначен главой администрации Читинской области. В 1993-м - неудачно баллотировался в депутаты Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва. В январе 1996 года был освобождён от должности главы администрации области по собственной просьбе. Был одним из организаторов Читинского регионального отделения ПРЕС (Партии российского единства и согласия) в 1993 году, член Совета Народных Депутатов России в 1995-1996 годах, имеет государственные награды СССР и Монголии, в том числе «За заслуги перед Читинской областью» (в 2008-м). В 1996-1998 годах возглавлял правление «Забайкалзолотобанка», в конце 90-х переехал в Москву, где с 2000 года работал в аппарате Госдумы.

Сыр-бор в том, что власти запутались (про районный коэффициент)

«Напоминаю, что дополнительный районный коэффициент (с 1,2 до 1,4) моим постановлением по согласованию с профсоюзом разрешалось применять лишь при наличии собственных источников фонда оплаты труда, и центр не обязан компенсировать расходы».

«Минфин не имеет права требовать от органов власти Забайкальского края отменить районные коэффициенты и надбавки, которые были установлены (в том числе и мною) в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами директивных органов СССР, а принимать законы, ухудшающие положение граждан, органы власти согласно конституции не имеют права. Другое дело - Минфин вправе не учитывать в консолидированном бюджете края расходы на выплату региональной надбавки за проживание в крае свыше 3 лет, так как постановлением Правительства СССР органам власти Читинской области предоставлялось право вводить надбавку за счёт собственных источников. Полагаю, сыр-бор в том, что после моей отставки органы власти области (края) исказили сущность принятого ранее законодательства, а потому и запутались. Помню, были попытки снять выплату коэффициента (1,7 - плата за страх, введён во время напряжённости с Китаем) жителям Забайкальского края, а также работникам ППГХО (секретное постановление директивных органов), но без успеха. Законодательство обратной силы не имеет. Так что губернатору следует досконально изучить всё законодательство по данной проблеме, а уж потом «бороться» с минфином за правое дело».

Их раздули (про кадры)

«Что касается структуры и штата губернатора, правительства и иных органов государственной власти Забайкальского края, то их «раздули», хотя многие функции давно переданы местному самоуправлению, а для координации действий хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления достаточно компактного аппарата. Изучите структуру и штатную численность администрации 90-х годов. Управлялись, хотя финансовое положение области было тяжелейшее и тем не менее свыше 75% доходной части регионального консолидированного бюджета формировалось за счёт местных источников. Сегодня зеркально: местные источники сокращаются, а субсидии и субвенции федерального бюджета в регион растут. В общем, превратились в «нахлебников», а расходы на оплату труда государственных и муниципальных служащих растут независимо от результатов труда. В 90-е годы премия глав администраций городов и районов начислялась дифференцированно в зависимости от выполнения ими местного бюджета за счёт собственных источников».

«Кадры решают всё, говаривал Сталин. И это факт. Однако Ждановой надо провести тщательную сверку штатного расписания аппарата органов управления с возложенными на них функциями и после этого решительно привести всё в соответствие. Штаты и структуру неоправданно и не рационально «раздули» два её предшественника, а Жданова «стесняется» навести порядок».

4 октября 1991 года, пресс-конференция

Фигура губернатора номинальная (про рейтинги и систему управления страной)

«Рейтинги явно надуманы центром и не объективны. В критериях всё смешали до «кучи» - и полномочия (ответственность) федеральных органов власти, и региональных и муниципальных, и хозяйствующих субъектов. В советское время у аппаратчиков центральной власти существовал список областей с «худыми» показателями по всем направлениям. Так вот, если нужно было кому-то включить в выступление (доклад) какой-либо негативный пример, то без всякого риска включали Читинскую область, поскольку она всегда находилась по всем ключевым позициям в последней пятёрке. В начале девяностых область поднялась на 68-е место, но не из-за того, что развивалась лучше, а потому, что «падала» медленнее других субъектов России. Так что в современных условиях фигура губернатора «номинальная» и должность для «бития». Губернатору реально не подчинён никто (кроме краевой бюджетной сферы), даже муниципалы, а ответственность за состояние в крае по всем направлениям. Все просчёты президента, правительства и министерств валят на руководителей органов местной власти, дабы отвести негодование населения от явных просчётов внутренней политики руководителей страны. Следует менять систему управления страной».

Если и было - то по мелочи (про экс-вице-премьера Вишнякова)

«В Приморье действительно «мафия непобедима», а судьба борцов с нею печальна. Вспомните Ефремова (первого секретаря Читинского горкома КПСС, вернувшегося во Владивосток и работавшего там в структурах власти, затем взорванного командующего пограничными войсками Приморья) и губернатора Ноздратенко (министр рыбной промышленности). Так что ребята были покруче, чем Е.В. Вишняков (борец с коррупцией по утверждению отца). В любом случае я противник действующей практики правоохранительных органов - арестуют, а затем годами доказывают. Миллиардеров по домашний арест, а затем освобождение по истечении срока давности преступления (Полонский), амнистия (Васильева и др.). Евгений Вишняков, уверен, не из числа миллиардеров-коррупционеров (возможно, и было что-то по мелочи) и откупиться нечем, да и хорошим адвокатам платить надо немалые деньги, а потому придётся ему туго. Таких обычно садят в назидание другим и для отчёта перед президентом и общественностью. В любом случае «от сумы и тюрьмы не зарекайся», и такого не желаю никому, в том числе Евгению, его семье и родителям».

Не глумитесь (про московское представительство губернатора и назначение на должность Рустама Хамидуллина)

«Господа забайкальцы! Не глумитесь. Кадровый голод в регионе был всегда. Послать в Москву коренного жителя региона, имеющего опыт работы с федеральными органами власти, непросто и дорого. Надо трудоустроить в Москве и семью, к тому же купить для неё и жильё. Поэтому человек работал в Минэкономразвития и это плюс. В своё время при открытии представительства я долго не мог подобрать его руководителя и сотрудников. Дал согласие бывший председатель Читинского облисполкома Попов, оставшийся не у дел после упразднения ЦК КПСС. Он уже подобрал в аппарат пару специалистов (по селу - из аппарата ЦК КПСС и по экономике - из Минэкономразвития). Нужен был и финансист, но подобрать не удалось. Не шибко-то рвались москвичи на эти должности. Равиль Фаритович Гениатулин назначил Столярова (Попов приболел), бывшего директора Жирекенского ГОКа, уехавшего в Москву. Он практик и имел выходы на министерства. После Гениатулина руководили представительством тоже не забайкальцы. Представительство нужно. Каждый день в Москву не наездишься, а проблем полно».

Мало ли с кем руководитель власти по долгу службы встречается (про осиновских)

«В данном случае следователи выполняли свои обязанности и, судя по информации Гениатулина, тактично. Вспоминаю другой случай. В бытность работы Равиля Фаритовича главой администрации Читы работники правоохранительных органов попросили его пригласить к себе в кабинет для беседы его заместителя Михайлова и некоторых коммерсантов, к которым у милиции были «претензии». Равиль не видя подвоха выполнил просьбу. К его удивлению, всю компашку, кроме его зама, при выходе из кабинета (в приёмной) арестовали. Конечно, Равиль Фаритович возмутился, позвонил мне и доложил о случившемся. У меня состоялся разговор с начальником областного УВД, который естественно указал своим подчинённым на недопустимость таких действий. Инцидент был исчерпан. Однако у Равиля Фаритовича, конечно, остался неприятный осадок. Его фактически использовали, как говорится, в тёмную. Так что мало ли с кем руководитель власти по долгу службы встречается. Ельцин есть на фотографиях с Япончиком и многими другими бандюгами».

Кто рискнёт? (про нефть, газ и германий)

«В бытность моей работы главой администрации Читинской области покойный профессор Петров представлял мне свои исследования о наличии в отвалах шлаков Читинских ТЭЦ ценнейшего редкоземельного элемента - Германия и предложения по технологии извлечения. Вот только затраты для того времени были неподъёмные, к тому же неясно с рентабельностью. Полагаю, мало что в этой части продвинулось вперёд, но продолжать исследования на опытной установке стоит.

«Ещё при советской власти по моему запросу бывшие руководители «Читагеология» Сарин и Чечёткин предоставили материалы поисковых работ на предмет наличия на территории области залежей нефти и газа. Из заключения следовало, что действительно имеются «следы» нефти, но не в промышленных объёмах. Для изыскания в более низких горизонтах необходимо было глубокое бурение, требующее значительных затрат при неопределённом результате. Кто рискнёт при современном кризисе?»

Ищи, кому выгодно (про лесные пожары)

«Зри в корень зла. В Забайкалье естественная цикличность во все времена составляла порядка пяти лет (читай книгу «Забайкальцы» Балябина и его публикации на эту тему в «Забайкальском рабочем»). Палы стерни всегда делали организовано ранней весной по снегу, по графику, утверждаемому атаманом, обнародованному на сходе казаков.

Теперь о системной беде лесных пожаров. Как правило, поджоги в корыстных целях лесозаготовителей. Ещё депутат Блохин (имеется в виду Евгений Блохин, экс-депутат Госдумы от Читинской области), выступая в Госдуме, говорил, что некоторые статьи нового Лесного Кодекса этому потворствуют, и протаскивали его лоббисты во главе с председателем комитета Комаровой, которую Путин вскоре поощрил, дав ей должность губернатора. Лично я несколько раз обращался к председателю правительства Медведеву с конкретными мерами по снижению экспорта «кругляка», но он всё игнорировал. Так кто главный «виновный»? Ищи, кому выгодно. Ответ очевиден».

Это катастрофа для экологии (про углехимическую компанию)

«Не зная, какова конечная продукция этого «углехимического комплекса», невозможно судить о реальности «намерений». Верится с трудом в заявленную глубокую переработку угля. Такого производства нет в России, а тем более в Китае. Есть - путём сортировки повышение качества угля. Есть производство кокса из специальных сортов угля, но это абсурд для экологии Забайкалья. Есть газификация, но с низкой рентабельностью, а значит без реальной перспективы. Есть технологии получения из угля нефтепродуктов, но продукция неконкурентноспособна на рынке. Что скажут эксперты, особенно по экологии? В общем, даже протокол о намерениях следует подписывать, имея хотя бы мало-мальски обоснование и общественное обсуждение. Как говорил Жванецкий: тщательнее, господа, тщательнее».

«Это катастрофа для экологии местоположения предполагаемого производства. У китайцев нет экологически безопасных технологий. Сами задыхаются. Максимум, на что можно согласиться - это строительство современного предприятия по сортировке и обогащению угля, а не химизации его».

«Проект анонсировали с помпой, а китайцы даже не знают химический состав угля, который намерены перерабатывать в химию. Что будет на стадии ТЭР и ТЭО? Не говоря об итоговом проекте и его согласовании с экологами. Углехимия - не для китайского зуба. Требует высоких технологий. Постройте для начала производство по обогащению угля предполагаемого приаргунского месторождения. Это уже даст шанс на его рентабельность и востребованность, в том числе на экспорт».

24 августа 1991 год. Заседание облисполкома по поводу событий ГКЧП в Москве. Выступает Борис Иванов, сидят председатель областного совета народных депутатов Александр Эпов (в центре), его заместитель Николай Носов (справа)

Усманов просто «пудрит мозги» (про Удокан)

«Рано или поздно, но Удокан будет вовлечён в хозяйственный оборот страны и Забайкалья, и делать это следует этапами. Обратитесь к истории. Открыто месторождение после войны, а затем несколько раз задачи по его освоению фигурировали в нархозпланах СССР. Лично я, работая председателем Читинского облисполкома, неоднократно бывал в Госплане СССР и, оперируя директивными документами ЦК КПСС и Совмина СССР, в том числе комплексной программой развития производительных сил Дальнего Востока, Забайкалья и Читинской области, добивался выделения средств на реализацию удоканского проекта. Однако Госплан, ссылаясь на баланс производства и потребления меди в стране и конъюнктуру международного рынка и дороговизну проекта (порядка 6 млрд рублей того времени), пошёл лишь на финансирование подготовительного периода и опытной установки, причём для технологии Джезгасканского метзавода (Казахстан).

После развала СССР мы начали поиск иностранных инвесторов. Тендер выиграла «Удоканская горная компания» с участием американцев. Австралийцы проиграли, поскольку оттягивали сроки начала работ на длительное время. Их интерес был не допустить на рынок конкурентов чилийской меди, где они были компаньонами. Мною было подписано постановление (как главой администрации Читинской области) о привлечении в проект и МПС. Заместитель министра Аксёненко активно включился в работу. К сожалению, после моей отставки ориентиры изменились, но кое-что всё же сделано. Устранение Удоканской горной компании и МПС от проекта считаю ошибкой. Усманову, как и австралийцам, нужен проект с одной целью: капитализация активов собственной компании в спекулятивных целях. Следует иметь в виду - нацелены они прежде всего на изъятие золота (порядка 100 тонн). Для достижения приемлемой рентабельности требуется комплексная и глубокая отработка месторождения. Медь же этого не даст. Значит, Усманов просто «пудрит мозги». Губернатору следует глубже вникнуть в проект».

«Депутатам Госдумы и Забкрая следует настойчиво добиваться изменения законодательства России о недрах. Действительно, как ни крути, а регионы распоряжаются лишь так называемыми местными ресурсами, а от недр федерального уровня по части финансов получают «шиш даже без масла», даже от аукциона на лицензию. Это какой по счёту проект и собственник?

Собственнику выгодно иметь Удокан и Чиней лишь для капитализации собственной компании, а по освоению месторождения будут работать «ни шатко-ни валко», до очередной перепродажи.

Давно разработаны ТЭО и ТЭР Удоканской горной компании (задавили умышленно) и расчёты Госплана СССР, которые однозначно дают ответ: ни одной компании самостоятельно не потянуть этот проект. В ценах 1987 года его стоимость превышала 7 миллиардов долларов США, а теперь с учётом инфляции? Рентабельность проекта возможна лишь при комплексной глубокой переработке руды по новейшим технологиям с извлечением не только основного компонента, но и редкоземельных металлов и золота (там порядка 100 тонн). Кто потребитель? Уральские, джезгазканский (Казахстан) или китайские медеплавильные заводы. Что стоит только доставка туда руды. На месте нужно производство первичной переработки (обогащения) руды. Какая технология с учётом инверсии (экологии) в районе месторождения? Просчитано, что конкурентоспособность конечного продукта (на мировом рынке доминируют Чили-США) крайне низкая, а внутренний рынок не богат спросом».

Как это было в Российской империи (про золото)

«Государственная Дума приняла половинчатое решение в отношении легализации разработки мелких месторождений и отвалов, содержащих золото и иные драг металлы. Потому и вакханалия. Депутатам Госдумы и органам госвласти Забайкальского края следует инициировать принятие нормативного акта России по «вольноприносительству», как это было в Российской империи и в довоенное время СССР. Тогда граждане не будут рисковать, а государство получит двойную прибыль: занятость части населения и налоги. К сожалению, мне не удалось в своё время это осуществить, хотя и предпринимал неоднократно действия».

«Лично для сенатора - Степана Жирякова. Ещё раз призываю вас изучить довоенные нормативные акты СССР о вольноприносительстве (в части золота и иных драгметаллов) и инициировать внесение изменений (пополнений) в ныне действующие правовые акты России, прежде всего в профильный Кодекс».

Это что-то из области неразумного (про Нерчинскую ГЭС)

«Нерчинская ГРЭС - это что-то из области неразумного. В советские времена совсем не глупые люди разработали схему размещения производительных сил Дальнего Востока, Забайкалья и Читинской области, которая предусматривала строительство Мокской и Шилкинской ГЭС. Были проведены значительные работы по изысканиям, разработке ТЭО, ТЭР и другой документации. Там тоже возникли экологические и иные проблемы, но решаемые при определённых затратах. Эти объекты значатся в проработках Минэкономразвития России на перспективу и сейчас. Так есть ли резон «городить огород»?»

Считаю ошибкой лишь одно (про миллион овец)

«В советское время директивные органы власти ставили перед Читинской областью задачу - довести поголовье овец до пяти миллионов голов, и овцеводы были близки к цели. Считаю ошибкой лишь одно - перевод всего овцеводства на тонкорунную породу (очень низкая рентабельность и огромный падёж). Был создан целый НИИ овцеводства. После уничтожения СССР и резком сокращении дотаций отечественным овцеводам на российский рынок хлынула австралийская тонкорунная шерсть по демпинговым ценам и уничтожила российское тонкорунное овцеводство. Монголия при примерно равных природно-климатических условиях не стало культивировать тонкорунную породу овец и имеет поголовье овец порядка 20-25 миллионов, но мясной (мясом расплачивался с СССР за кредиты) и грубошёрстной породы с высокой рентабельностью. Забайкальцы всё ещё колеблются в выборе пути развития овцеводства».

Жирок убавят (про Быстринский ГОК)

«Введение в действие Быстринского ГОКа несомненно положительный факт для региона. Однако губернатору следует не заблуждаться по части поступлений налогов в краевой и муниципальный бюджеты. Сколько налогов поступит от этого предприятия, столько же краевой бюджет и лишится за счёт снижения поступлений из федерального бюджета. Полагаю, сумма консолидированного бюджета останется прежней. Минфин России всем дотационным регионам при увеличении собственной налогооблагаемой базы «жирок» регулярно убавляет. Так что финансовая политика правительства не настроена на мотивацию органов власти регионов на увеличение налогооблагаемой базы. В этом суть центральной власти - держать всех на финансовой узде».

Ждановой следует учить детей (про профессионализм и педагогику)

«(...) Хотелось бы в связи с выступлением Мерзликина сказать о цементных заводах. Если клинкер возить из европейской части, то явная глупость заказчика проекта. Помнится, по приезде в Читинскую область Секретаря ЦК КПСС Бакланова (члена ГКЧП) вместе с Шекемовым (зам. предоблисполкома) была выбрана Борзинская (Усть Борзя) площадка для строительства цементного завода, и использовать для производства цемента предполагалось местное сырьё - цеолиты. Рентабельность была просчитана. Проектное задание выдано, и ТЭО и ТЭР выполнены. Что губернатор не интересуется наработками прежней власти? Вероятно, действует по принципу: всё до меня чепуха, а вот я - это всё. В экономике, как нигде, действует принцип преемственности. Полагал и полагаю: руководителями власти должны быть профессионалы. Ждановой следует учить детей».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления