Спорт Новая арена для забайкальского автоспорта

Новая арена для забайкальского автоспорта

Первые гонки в Чите автолюбители начали проводить ещё в начале 2000-х. Тогда всё действо развивалось в аэропорту и было незаконным. Однако время идёт, желающих погоняться становится всё больше, но реализовать себя им так и негде.

Первые драгрейсинги и гонки в Чите автолюбители начали проводить ещё в начале 2000-х. Тогда всё действо развивалось в аэропорту, на просевшей дороге, и, естественно, было незаконным. После этого заезды начали проводить на территории аэропорта Каштак, уже тогда было очевидно, что многие хотели бы сделать на этом бизнес. Однако время идёт, желающих погоняться становится всё больше, но реализовать себя им до сих пор негде. Заместитель председателя забайкальского отделения Российской федерации автоспорта (РАФ) Семен Шифрин рассказал ИА «Чита.Ру» о планах на строительство в Забайкалье долгожданного автокомплекса.

В 2007 году вновь возрождённому читинскому отделению РАФ удалось получить первые 60 гектаров земли на пересечении федеральной автотрассы «Амур» (Чита - Хабаровск) и дороги до посёлка Ивановка. Ещё 62 были переведены из земель сельхозназначения. Тогда были идеи создать не комплекс, а просто трассу с трибунами исключительно для спортивных мероприятий. Проектировать трассу взялся «Читагражданпроект». В 2008 году они провели изыскание участка, посмотрели, из чего состоят грунты, будут ли они проваливаться, есть ли болотистая местность. Но с ними никто не рассчитался, ведь денег никто не выделял. Шифрин считает, что просить финансирования из бюджета изначально был ошибочным подходом. Изыскания стоили почти 3 миллиона рублей, у края денег на это не было, и всё замерло.

Инвестиции - в заправки и обслуживание

Лишь в феврале 2014 году инициаторы проекта собрали рабочую группу, в которую вошли министр экономического развития Забайкалья Сергей Новиченко, министр спорта Роман Ларионов, депутат законодательного собрания Виктор Лопатин, руководители всех федераций технических видов спорта - РАФ, картинга, мотоспорта, все спортивные клубы и лидеры неформальных движений. Таким составом они провели несколько заседаний и рассмотрели уже другой вариант строительства. Любое мероприятие влечёт за собой продажу билетов и сопутствующих товаров, проживание в гостинице, поэтому было принято решение создать инвестиционный проект, а не просить денег из бюджета.

Чтобы отбить привлечённые деньги, нужно насытить проект не только гонками и спортивными соревнованиями, но и другой деятельностью, в большей или меньше степени с ними связанных. В противном случае комплекс не сможет существовать самостоятельно, и тем более приносить выгоду для региона. Именно поэтому рабочая группа по созданию будущего автокомплекса собрала около 30 видов деятельности, начиная от гостиничного комплекса, обслуживания автомобилей и заканчивая прокатом картингов и квадроциклов.

«Удобное примыкание трассы «Амур» помогает обслуживать транзитный поток в построенном на территории гостиничном комплексе. Серьёзное примыкание к Яблоневому хребту со стороны Ивановки позволяет на постоянной основе организовывать экскурсии на великий водораздел и на гору Палласа. При наличии в автокомплексе своих автобусов их можно возить по Чите или ещё куда-нибудь. Планируется и городок для автошкол. В Чите нет ни одного специализированного городка с обучающими светофорами, с подъёмами и железнодорожными переездами. Плюс, рядом есть «барахолка» - а, значит, есть возможность развить целую автодеревню с сервисными зонами, которые можно сдавать в аренду. Главная цель - отбить вложенные деньги, а потом всё это будет приносить прибыль региону», - говорит Семен Шифрин.

Он также отметил, что рядом с планируемым автокомплексом в низине есть болото, где можно проводить джип-спринт и внедорожные мероприятия: «Если построить мобильные трибуны и использовать их там, то и соревнования будут зрелищнее. Помимо гонок в комплексе можно проводить концерты и другие массовые мероприятия. К слову сказать, на фестивале «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества» авиашоу «Русских Витязей» проводилось на Каштаке и собрало более 20 тысяч человек. Мы могли бы посадить их всех на трибуны комплекса».

В дополнение к многогранности и масштабам инициаторы заложили главную «фишку» в архитектуру, которой нет нигде в мире. Проект предусматривает строительство в виде части двигателя внутреннего сгорания – поршня. Как именно будет выглядеть автокомплекс, инициаторы проекта не спешат рассказывать, тем не менее, готовы были показать несколько идей. Такой архитектурный ансамбль будет привлекать внимание транзитного потока Владивосток - Москва, Китай - Москва и без лишних рекламных вложений может стать «фишкой» Читы, не вступая в гонку за звание самого высокого или длинного здания.

Опыты других

У такой разносторонности проекта есть весомый плюс – в случае успешной реализации получится единственный в Сибири и Дальнем Востоке мощный автокомплекс, который позволит собрать автогонщиков от Владивостока до Омска и претендовать на проведение чемпионатов России.

«Собрав воедино все идеи, нужно было ехать и смотреть, как подобное уживается в других регионах. В ходе автопробега «От моря до моря» я посмотрел все автокомплексы России, в том числе открытые и крытые картинги, прокат машин. Например, спортивно-технический комплекс «ПримРинг» во Владивостоке. Там представители технохолдинга «Сумотори» (один из крупнейших дилеров автомобилей многих японских марок по России, - ред.) освоил 600 миллионов рублей своих денег», - рассказывает Шифрин.

Однако между «ПримРингом» и будущим автокомплексом в Ивановке есть существенные различия. Владивостокская трасса по площади и протяжённости меньше читинской, а все заезды там проводятся на короткой дистанции. Протяжённость трасс в «ПримРинге» – около 2 километров, в то время как в автокомплексе в Ивановке планируется 5,5 километра с изменениями конфигурации заездов на короткие и длинные. Ширина трассы будет не меньше 12 метров, а в идеале - 18, чтобы можно было бы ездить «боком» в две машины.

В Омске, где пост министра спорта области сейчас занимает гонщик, 10-кратный обладатель Кубка России по автокроссу и двукратный чемпион России по зимним трековым гонкам Александр Фабрициус , есть крытый картодром. Омичи и гости города тратят деньги на прокат картов вечером, а утром там тренируются команды и автошколы.

«Сказать, что там нет отбоя от желающих покататься, - это не сказать ничего. Это круглогодично. Кроме того, в широком смысле соревнования проходят по уикендам, и никто не запрещает нам проводить шоссейно-кольцевые гонки зимой. Понятно, что это не будут кубковые мероприятия, но местные вполне возможно проводить», - говорит Шифрин.

Не только в России реализуются такие проекты. В граничащей с Забайкальем китайской Маньчжурии предлагается построить подобный комплекс, ориентированный только на российских туристов из Сибири: «Они опережают нас тем, что уже начали строительство. Комплекс будет меньше, но рассчитан на то, что россияне будут приезжать гоняться туда на своих машинах. А любая машина – это минимум водитель и пассажир, с организацией их питания и проживания, плюс заправка машины, колёса и прочее. Никто не повезёт резину с собой, будут покупать там, в Китае».

Безопасность превыше всего

Министр спорта Забайкальского края Роман Ларионов, комментируя идею создания такого комплекса, вперёд всех плюсов поставил его безопасность. По словам Шифрина, комплекс действительно позволит «убрать» гонщиков с улиц города, и переквалифицировать их в спортсменов: «Пока им негде выплеснуть свою энергию и реализовать машину. Убиваться можно в городе, когда ты не умеешь, ездишь без каркасов, шлемов и ремней безопасности. А когда у тебя рядом стоит пожарная машина и скорая, это не убой, а контролируемый азарт. Тот, кто начал заниматься спортом, уходит с улиц. А это уже не тупое зарабатывание денег. Если спортсмен успешен, он уже никуда из Читы не уедет, потому что иначе ему негде будет тренироваться».

Организаторы рассчитывают, что автокомплекс будет доступен всем, и каждая неделя может быть посвящена одному из направлений: один уикенд – картинг, другой для шоссейно-кольцевых гонок, далее – автокросс, мотокросс, спидвей.

Зайдут ли инвесторы?

Успешность и будущее комплекса напрямую зависят от того, насколько хорошо будет подготовлен инвестпроект. На сегодняшний день, по словам Шифрина, проводится технико-экономическое обоснование, выполняется эскизный проект, считается предметная стоимость: «Пока нельзя сказать точно, сколько это будет стоить, не посмотрев на «Примринг», то, что строится в Омске, и в Чечне - у нас выйдет порядка 2 миллиардов рублей. К апрелю 2014 года мы рассчитываем получить сметную стоимость и упакованный бизнес-план. Рассматриваются деньги «Внешэкономбанка», который кредитует приоритетные проекты на льготных условиях, если найдутся хорошие залоги. Есть возможность заявить о себе в Агентстве стратегических инициатив, где можно обосновать, что проект для Забайкалья будет прорывным. Если говорить об этом, то правительство заинтересовано в таком проекте».

По словам Шифрина, первый вице-премьер краевого правительства Алексей Шеметов посодействовал в решении вопроса подготовки технико-экономическое обоснования. Перспективы в правительстве увидели, и, возможно, готовы включить проект в программу развития Забайкальского края. Остаётся только ждать, получит ли федерация нужные документы и сможет ли найти инвесторов, готовых включиться в проект.

Дизайн проекта: Алексей Антипенко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления